КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИЯ НЕКЛЕТОЧНЫХ ФОРМ ЖИЗНИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИЯ НЕКЛЕТОЧНЫХ ФОРМ ЖИЗНИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время система образования переживает трансформацию. В предметные компетенции полным ходом вливается функциональная грамотность. Ученикам необходимо не только учиться, чтоб получить комплекс теоретических знаний, но и приобрести умение применять данные знания в практической жизни, быту. Понимать, как теоретические знания должны использоваться в практической деятельности.

Наблюдая за деятельностью учащихся во внеурочное время, проведя анализ качества знаний, можно сделать некоторые предварительные выводы: даже хорошие теоретические познания не всегда позволяют школьнику (подростку) справиться с какой-то бытовой проблемой, некоторые жизненные трудности требуют определенного жизненного опыта.

Воспитание социально активной личности учащихся, требует от педагогов образовательных учреждении, обеспечения качественной работы за счёт поиска внутренних резервов самой образовательной системы, применение новых методов и приёмов, внедрение в образовательный процесс различных технологии. Под технологией обучения понимают совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Это поможет сформировать компетентного ученика, с развитой познавательной и коммуникативной активностью [5].

В современном обществе педагогу постоянно приходится учиться самому. Приобретая все новые и новые компетенции, современный педагог не стоит на месте, двигается в ногу со временем. Оттачивает свои знания и умения в использовании методов и подходов, применяемых на уроках. Вокруг вопроса о применении того или иного подхода несколько точек зрения.

В рамках школьного образования основная форма обучения – это урок. Именно на уроках преподаватель формирует цели, содержание и подходы преподавания. Внимание к предмету биологии формируется за счёт применения педагогических подходов, познавательных уроков и повышает желание учеников к поиску новых биологических знаний.

Чем больше современный педагог освоил методов преподавания своего предмета, тем больше вероятности, что ученики полюбят и увлекутся изучением данного предмета, в частности биологией. Разнообразие образовательных подходов в практической деятельности, расширяет кругозор, позволяет уроку проходить в более интенсивной форме, приучает учеников к быстрой смене деятельности. Часто применяемые подходы на уроках: коммуникативный подход (направлен на выработку навыка правильно излагать свой мысли, делать выводы, описывать свой чувства), социокультурный (формирует ценность к человеку и человечеству в целом, учит бережному отношению к окружающему миру), культурологический (предполагает соединение социально-активной позиции школы, содержание образовательной программы, место и роль биологии в культурном развитий общества), личностный подход (подбор определённого подхода к особенностям учащегося), компетентностный (опыт решения поставленных проблем, решения задач на основе своего опыта), системно-деятельный (его роль в активной деятельности ученика, самостоятельная познавательная деятельность учащихся) [4].

Применение компетентностного подхода в изучении школьной дисциплины биологии, а конкретно изучение внеклеточных форм жизни (вирусов) имеет большое значение не только в теории, но и в практической жизни. По С.Д. Полякову «компетентностный подход – это ориентация на формирование обобщённых умений (аналитических, исследовательских, коммуникативных и т.д.), которые школьники могут применить в различных образовательных (не только учебно-предметных) и жизненных ситуациях [2].

Для изучения темы «Неклеточные формы жизни» можно применять на уроках объяснительно-иллюстративный метод для объяснения нового материала и компетентностный подход для формирования логической деятельности учащихся (первичное осмысление и применение изученного материала для решения практических задач). В современном обществе нам необходимо применять все наши теоретические знания на практике, особенно сейчас во времена постоянного роста вирусных инфекции, учащиеся должны приобрести навыки защиты от вирусов. Преподавая в сельской местности, выявляется такая проблема, что дети из сел и маленьких деревень не понимают опасности скорости передачи вирусов в больших городах и мегаполисах. Когда дистанционная деятельность и изоляция, а также, применение личных одноразовых средств индивидуальной защиты – это действительно единственный шаг для прекращения передачи смертельных вирусов. В отличие от разрозненно расположенных сел и находящихся на отдалении районных центров, население в больших городах живёт в очень большой плотности. Поэтому передача вирусов может увеличиться в разы. Отработка навыков самозащиты от вирусных инфекции проговаривается, а затем закрепляется в решение проблемных задач в ходе урока. Время урока планируется таким образом, что после изучения нового материала, ведётся беседа с учащимися для создания абстрактной картинки мира. Формулируется проблемная задача, на которую учащиеся должны найти самостоятельное решение, развивая свои аналитические способности, логическое мышление, умение обосновывать выводы, тренировать ораторские способности. В данный момент учеников можно разбить на две группы, чтобы выслушать противоположные мнения. Каждый из ответов считается верным, так как учащийся его нашёл только исходя из собственного опыта, это придаёт большей уверенности ребёнку. Цели урока: изучить особенности строение и жизнедеятельность вирусов, историю изучения вирусов, их роль в жизни человека, влияние вирусов на развитие жизни на земле. Постановка проблемного вопроса – почему вирусы нельзя уничтожить полностью? При оценке результатов, достигнутых на уроке, при изучении темы «Неклеточные формы жизни» необходимо провести анализ уровня образованности, и как ученик освоил способ решения проблемной задачи [3].

Если компетентностный подход – это связь между теоретическими знаниями и применением их в практической жизнедеятельности, то можно выделить и следующие принципы: должен обеспечивать успешную социализацию; учащийся сам несёт ответственность за результат своей деятельности и её планирование; применение собственного опыта учащегося в решении как теоретических, так и практических задач; создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем [1].

Вывод в конце урока обучающиеся делают сами, самостоятельно оценивают образовательные результаты. Ребята сами подводят итог: вирусы присутствуют в жизни человека всю жизнь от рождения до смерти. Хорошо, что человеческий организм так устроен, что может формировать иммунитет к перенесённым заболеваниям, это предотвращает большую часть новых случаев заражения одним и тем же вирусным заболеванием. Все из них за краткое течение своей жизни уже перенесли разные вирусные заболевания кто-то лёгкие, кто-то более тяжёлые, из этого они могут вынести личный опыт и применять его в дальнейшем. Также большое значение имеет поддержание правильной гигиенической и санитарно-эпидемиологической обстановки. Умение правильно пользоваться индивидуальными средствами защиты.

Применение компетентностного подхода на уроках биологии, и в частности при изучении темы «Неклеточные формы жизни – вирусы» ставит на первое место умение ученика решать проблемы. Отличной оценки может быть достоин тот ученик, который может применить свой опыт в решении нестандартных задач, а не только тот, кто владеет более глубокими знаниями по данному вопросу.

Жизненный и профессиональный опыт поможет учащемуся, выходящему в мир с быстроменяющимся рынком труда, гибко адаптироваться к изменениям. Именно этот навык помогает приобрести компетентностный подход в преподавании. Преподаватель как будто проводник в информационном пространстве урока, а ученик обретает необходимые навыки, развивает коммуникативные компетенции, умения работать в команде, быстро приспосабливаться к разным условиям работы на уроке, уметь снижать нервную нагрузку.

Список литературы

Дика Ю.И, Хуторского А.В. Ученик в обновляющейся школе: сборник научных трудов. – Москва: ИОСО РАО, 2002.

Компетентностный подход в обучении: учебно-методическое пособие // О.В. Еремкина, Н.Б. Федорова, Д.В. Морин, М.А. Борисова; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. – Рязань, 2010.

Теремов А.В. Как обучать биологии: биологические системы и процессы. 10 класс / А.В. Теремов, Р.А. Петросова. – М.: Владос, 2021.

Шапалов В.Н. Формирование социально-личностной компетенции учащихся старших классов. – Тюмень: ТОГИРРО, 2003.

Шарохина Е.В., Петрова О.О., Долганова О.В. Педагогика. Конспект лекций. – Эксмо, 2008. – 192 с.

Просмотров работы: 23