ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Черникова А.С. 1, Колесов А.А. 1
1Кемеровский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пандемия COVID-19 повлияла на развитие индустрии VR/AR, в здравоохранении возросла потребность в технологиях с возможностями удаленных действий для ухода за пациентами, увеличилось число видеоконсультаций и телемедицинских услуг, дистанционная медицинская помощь и помощь на дому стали более актуальными и распространенными. Значительно вырос спрос на услуги дистанционного мониторинга, медицинское обучение и образование, а также управление пациентами.

Поддержка российских компаний, создающих продукты с технологиями виртуальной и дополненной реальности, позволит создать отраслевые продукты мирового уровня, достичь технологических и экономических преимуществ в критически важных сегментах российского рынка, а также занять существенную долю мирового рынка [5].

Технология виртуальной реальности (Virtual reality, VR) – это комплексная технология, позволяющая погрузить человека в иммерсивный виртуальный мир при использовании специализированных устройств (шлемов виртуальной реальности).

Виртуальная реальность обеспечивает полное погружение в компьютерную среду, окружающую пользователя и реагирующую на его действия естественным образом.

VR-технологии конструируют новый искусственный мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и другие. Человек может взаимодействовать с трехмерной, компьютеризированной средой, а также манипулировать объектами или выполнять конкретные задачи.

Технология дополненной реальности (augmented reality, AR) – технология, позволяющая интегрировать информацию с объектами реального мира в форме текста, компьютерной графики, аудио и иных представлений в режиме реального времени.

Информация предоставляется пользователю с использованием heads-up display (индикатор на лобовом стекле), очков или шлемов дополненной реальности (HMD) или иной формы проецирования графики для человека (например, смартфон или проекционный видеомэппинг). Технология дополненной реальности позволяет расширить пользовательское взаимодействие с окружающей средой [2].

В рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» технологии виртуальной и дополненной реальности включены в перечень субтехнологий «сквозных» цифровых технологий (СЦТ) «Технологии виртуальной и дополненной реальностей» [1].

На рис. 1 представлены приоритетные отрасли применения VR/AR-технологий и субтехнологий.

П о мнению специалистов Ассоциации дополненной и виртуальной реальности, (AVRA), в настоящее время в сфере здравоохранения в России решения с VR/AR-технологиями по большей части находятся на стадии разработки – как начальной, так и на этапе клинических исследований. Большая часть решений в настоящее время разрабатывается в сфере обучения (тренажеры, системы удаленного взаимодействия, визуализация процессов, диагнозов и манипуляций), а также в сфере реабилитации.

Компания «Таргетта» совместно с компанией VRAD Inc., разработала VR-платформу, предназначенную для инновационной подготовки и обучения практическим навыкам медицинских специалистов, которая включает в себя модули (рис. 2):

Рис. 2. Модули VR-платформы для инновационной подготовки и обучения практическим навыкам медицинских специалистов.

Современные технологии, включая VR-тренажеры с тактильными датчиками, контроллерами движения позволяют обучающимся моделировать, приобретать и развивать навыки работы в конкретной области медицины. Стоматология, как и большинство медицинских специальностей, является практико-ориентированной специализацией. Поэтому использование технологий виртуальной и дополненной реальности представляется актуальным.

Примерами успешного использования этих технологий является обучение студентов стоматологического направления, например, в США и Индии.

Так, в Университете Юты для студентов-стоматологов курса разработан и опробован курс по планированию и установке зубных имплантатов с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности. Более того, апробация этих технологий также реализована через краткосрочный курс повышения квалификации резидентов Национального стоматологического института и стоматологической больницы Чандигарха (Индия) [3].

Система позволяет проводить online-оценку результатов обучения студентов, что известно и широко используется в высшем образовании мировых университетов. Отличительная особенность системы заключается в том, что в процессе обучения имеется возможность контроля и анализа движений рук, направления взгляда студентов-стоматологов, а также мониторинга медицинских предметов (пародонтального зонда, имплантата, бормашины и пр.), удерживаемых обучающимися при проведении процедур и действий в конкретный момент времени. Это помогает преподавателям оценивать действия студентов, корректируя их [6].

Кроме того, существует возможность самостоятельной работы студентов-стоматологов в условиях VR, где они во внеаудиторное время самостоятельно изучают дидактические материалы и практикуются. То есть, студенты приходят в аудиторию подготовленными, с приобретенными знаниями и навыками [6].

Эффективность применения технологий виртуальной и дополненной реальности при обучении стоматологов заключается в повышении мотивации студентов и приобретении необходимых профессиональных и цифровых компетенций.

Список источников

1. Атлас сквозных технологий цифровой экономики России / А.Г. Макушкин, Е.А. Осоченко. - Москва: АО «Гринатом», 2019. - 301 с. http://www.energoatlas.ru/wp-content/uploads/2019/03/Атлас-сквозные-технологии-цифровой-экономики-России.pdf

2. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «технологии виртуальной и дополненной реальности» https://digital.gov.ru/uploaded/files/07102019vrar.pdf?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f

3. Николаев, В. А. Опыт и перспективы использования технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в условиях цифровой трансформации системы здравоохранения / В. А. Николаев, А. А. Николаев // Медицинские технологии. Оценка и выбор. – 2020. – № 2(40). – С. 35-42. Просмотр статьи (mediasphera.ru)

5. Технологии виртуальной и дополненной реальностей https://cdto.wiki/Технологии_виртуальной_и_дополненной_реальностей

6. Durham M, Engel B, Ferrill T, Halford J, Singh TP, Gladwell M. Digitally Augmented Learning in Implant Dentistry. Oral and Maxillofacial Surgery Clinics of North America. 2019;31(3):387-398. https://doi.org/10.1016/j.coms.2019.03.003

Просмотров работы: 55