Анализ современных проблем симуляционного обучения - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Анализ современных проблем симуляционного обучения

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное медицинское образование и практическое здравоохранение ставят очень высокие требования к подготовке будущих специалистов. В ст. 82 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «практическая подготовка лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности» [1].

В тоже время в ст. 21 Федерального закона №323 «Об охране здоровья граждан» [2] говорится, что «при оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациентдолженбытьпроинформирован об участииобучающихсявоказанииемумедицинскойпомощиивправеотказатьсяотучастияобучающихсявоказанииемумедицинскойпомощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся».

В связи с этим затрудняется классическое обучение «у постели» пациента, но частично возникшую проблему решает внедрение симуляционного обучения в подготовку будущих медицинских специалистов.

Симуляционное обучение – обязательный компонент в профессиональнойподготовке,использующий модель профессиональной деятельности с целью предоставления возможности каждому обучающемусявыполнитьпрофессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с профессиональными стандартами и/или порядками (правилами) оказания медицинской помощи. Симуляционное обучение должно проводиться сертифицированными педагогами, которые прошли соответствующие курсы [4].

Симуляционное обучение не ставит перед собой цель полностью заменить классическое обучение у «постели» пациента. Его цель дополнить классическую модель, подготовить студента в безопасных (для самого студента и пациента) и подконтрольных преподавателю условиях к будущей отработке навыков на клинических базах. При подготовке занятия преподаватель может подобрать редкие клинические случаи, выбрать тяжесть патологии исходя из учебных целей. Также преподаватель может постепенно увеличивать сложность постепенно, по мере формирования навыка у обучаемых [там же].

Для достижения оптимальных результатов занятие с использованием симуляционных технологий (симуляционный тренинг) строится по определенной схеме:

1) Теоретический материал. Студентам до занятия предоставляется свободный доступ к теоретическому материалу для самоподготовки. Без предварительной самостоятельной подготовки или при ее малоэффективности результативность симуляционного тренинга будет снижаться. На изучение теоретического материала потребуется дополнительное время, что сократит время на отработку практических навыков.

2) Вводный контроль может быть проведен заранее в дистанционной форме для определения уровня знаний участников тренинга и, при необходимости, внесения изменений в ход тренинга. Тестовые задания должны относиться строго к теме предстоящего занятия, содержать акценты на главные теоретические моменты изучаемой темы и быть максимально практикоориентированными.

3) Брифинг – вводная часть занятия, в ходе которого происходит знакомство с контингентом обучающихся, происходит постановка учебных целей, инструктаж по технике безопасности и эксплуатации симуляционного оборудования [1].

4) Симуляционная часть. Основной этап симуляционного тренинга, в процессе которого происходит непосредственно отработка практических навыков.

5) Дебрифинг(англ.debriefingобсуждениепослевыполнениязадания)анализ, разбор опыта,приобретенного участниками в ходе выполнения тренингового упражнения [1]. Происходит оценка производимых действий обучающимся совместно с преподавателем путем анализа произведенных ошибок с целью разбора сложных моментов для обучающегося и недопущением повторения подобных ошибок в будущем. Дебрифинг завершается оценкой обучающихся преподавателем на основании чек-листа.

6) Завершение тренинга. Включает в себя обратную связь от студентов путем сбора мнений о прошедшем тренинге.

Рассмотрим проблемы симуляционных тренингов, возникающие в рамках учебного процесса.

1. Ограниченные временные рамки занятий. Занятия с применением симуляционных технологий интегрированы в учебный процесс, а, следовательно, ограничены продолжительностью конкретных занятий. За ограниченное время занятия необходимо успеть постараться пройти все этапы симуляционного треннинга, что снижает усвоение и освоение студентами практических навыков.

2. Пренебрежение самостоятельной теоретической подготовкой студентами. Привыкшие к традиционной системе обучения, студенты пренебрежительно относятся к самостоятельной подготовке перед предстоящим занятиям, хотя имеют доступ ко всему изучаемому материалу. Преподавателю, с целью повышения результативности занятия, приходится ускоренно рассказывать основные моменты, опуская второстепенные, но не менее важные. Изучение теоретической части на практических занятиях сокращает время отработки и наработки практических навыков, что отрицательно сказывается на достижении поставленных целей занятия. Так, на симуляционную часть и дебрифинг должно быть отведено не менее 70% всего тренинга в то время, как на 3 всего 20%, а на 6 всего 10%.

3. Пренебрежение входным контролем. Игнорирование преподавателем входного контроля провоцирует развитие таких негативных факторов в учебном процессе как:

3.1. Отсутствие сведений о теоретической готовности студентов к предстоящему занятию, приводит к невнесению необходимых корректив в и ставятся под угрозу достижения поставленных целей. Так, в статье «Эффективность дистанционной подготовки студентов к практике проведения реанимационных мероприятий» [4] авторами рассмотрен метод самостоятельной подготовки к практической отработке сердечно-легочной реанимации (далее СЛР). В своей статье авторы рассматривают эффективность дистанционного метода подготовки к практике проведения реанимационных мероприятий студентами 6 курса лечебного факультета.

Испытуемые были разделены на две группы. Участники первой группы в рамках предварительной подготовки использовали лекции и видеоматериал, в то время как участники второй группы, помимо уже перечисленных способов самоподготовки, выполняли компрессии грудной клетки (далее КГК) в домашних условиях на любом мягком предмете (подушка, мягкая игрушка и т.д.), с подробным объяснением техники выполнения базового комплекса СЛР (место постановки рук, глубина, частота компрессий). Компрессии выполнялись под ритмичную музыку с темпом 110–115 ударов в минуту. Весь процесс фиксировался на видео.

По результатам, полученным авторами, можно говорить о том, что предложенный дистанционный метод подготовки увеличивает показатель процента КГК, выполненный с правильной частотой, без предварительной подготовки в симуляционном центре. В то же время процент КГК с достаточной релаксацией грудной клетки во второй группе был на 18,4% меньше, чем у студентов из первой группы. Это можно объяснить условиями отработки компрессий на мягком предмете, невозможностью объективно оценить верность глубины КГК и релаксации грудной клетки, а также сложностью самоконтроля обучающегося.

В заключение авторы говорят, что предложенный метод дистанционной подготовки к практике проведения реанимационных мероприятий позволяет более эффективно сформировать у студента навык верной частоты КГК, что подтверждается более высоким процентом КГК, выполненных с верной частотой (76,7%), против 42,6% в группе студентов, проходивших самоподготовку в традиционном формате. Процент студентов, выполнивших КГК с верной частотой (от 100 до 120 в минуту) во время процедуры первичной аккредитации специалиста также был на 11,5% больше в группе, проходившей самоподготовку по предложенному дистанционному методу (81,7% и 70,2% соответственно).

3.2 Повышение уровня попустительского отношения студентов к предварительной самостоятельной теоретической подготовке способствует снижению качества и эффективности проводимого тренинга, а также мотивации к самостоятельному изучению предстоящей темы тренинга.

4. Качество материала для теоретической подготовки. Особенное внимание преподавателю необходимо уделить материалу, по которому будут подготавливаться студенты к занятиям. Так, в статье «Будем считать, что сделано» [6] авторами была поставлена цель проанализировать качество обучающих видеопособий для подготовки прохождения экзаменационной станции объективного структурированного клинического экзамена (далее ОСКЭ) «Экстренная медицинская помощь» (ЭМП) второго этапа первичной специализированной аккредитации.

Проведённый авторами анализ видеопособий, доступных в свободном интернет-доступе, в большинстве случаев показал формальную демонстрацию практических навыков при оказании ЭМП. Курсанты из группы 1 на практических занятиях отработали каждый практический навык из пунктов оценочного чек-листа «ЭМП» и большинство из них показали высокие результаты демонстрации владения практическими навыками при прохождении станции ОСКЭ. Так же ими была продемонстрирована возможность прохождения этой станции с правильной демонстрацией навыков в отведённое время на станции. В группе 2 более 90% анализируемых практических навыков не было продемонстрировано правильно. Аккредитуемые из этой группы только обозначали или озвучивали действия (практический навык).

Авторами были сделаны следующие выводы: большая часть обучающих видеопособий, имеющихся в интернет-ресурсах, не соответствовала требованиям для изучения методики выполнения практических навыков, а только давала общее представление о выполнении пунктов оценочного чек-листа. Аккредитация показала, что аккредитуемые не владели необходимости овладения практическими навыками и умениями, применимыми в реальной ситуации, а демонстрировали только знание чек-листа и обозначали выполнение манипуляций («будем считать, что сделано»).

5. Реалистичность симуляционного оборудования. Все медицинские симуляторы можно разделить на 7 классов реалистичности:

5.1. Визуальный. У симуляторов данного класса учебной задачей является визуализация – позволяет освоить начальные уровни владения («знать что» или «знать как»). На данных симуляторах, как правило, манипуляционный тренинг не отрабатывает. Данные симуляторы воспроизводят внешний вид человеческого тела, органов, тканей и могут быть представлены муляжами, письменными кейсами.

5.2. Тактильный. На втором уровне помимо визуального характеристик объекта добавлены и тактильные. Выражается в тактильном сопротивлении тканей в ответ на приложение усилий к ним. На симуляторах данного класса можно отрабатывать манипуляционные навыки, последовательность движений в ход манипуляции. Примерами являются реалистичные фантомы органов и частей тела (фантомы для отработки кожного шва или внутривенной инъекции).

5.3. Реактивный. Данный класс симуляторов способен реагировать на действие студентов простой реакцией. Например, звуковой сигнал при правильном выполнении КГК.

5.4. Автоматизированный. На данном классе симуляторов когнитивные и сенсомоторные умения, моторные навыки, сложные технические навыки и умения, а также командное взаимодействие. Примером учебной задачи является полноценный сбор информации о пациенте и реакция в виде постановки диагноза.

5.5. Аппаратный. В данном классе воспроизводится полноценная обстановка медицинского подразделения (операционная, перевязочный или процедурный кабинет). Могут отрабатываться навыки предыдущего класса, но с большим и более высоким уровне реалистичности.

5.6. Интерактивный. Симуляторы данного класса способны индивидуально отвечать на действия студента, анализируя его действия. Примером учебной задачи является стабилизация состояния пациента.

5.7. Интегрированный. В данный класс входит комплекс взаимоинтегрированных симуляторов и медицинской аппаратуры в единую систему, играющую роль организма пациента. В ответ на действия студентов происходит автоматическое изменение не только физиологических показателей, но и показатели, например, ангиографических и ультразвуковых изображений. На данном классе симуляторов отрабатываются комплексные междисциплинарные или нестандартные клинические случаи.

Несмотря на ряд преимуществ, у медицинских симуляторов присутствуют и недостатки. Основными являются:

1) Высокая стоимость симуляторов, тренажеров и виртуальных технологий. Являясь продуктом высокоточных технологий и сложных программных и инженерных решений, тренажеры, симуляторы и фантомы имеют высокую стоимость

2) Недостаточная реалистичность медицинских симуляторов. Отсутствие детального сходства может отрицательно сказываться на учебном процессе, так как не позволяет отработать в полной мере тактильные навыки и коммуникацию с пациентов, что снижает доверие студента и преподавателя к симулятору, снижает эмоциональность восприятия. Студентам и преподавателю приходится «убеждать» себя в реальности пациента

3) Сложность в обращении. Симуляторы, тренажеры и фантомы, являясь высокотехнологической продукцией требует предварительной подготовки для работы с ним, что несколько отличается от традиционной системы обучения и может вызывать трудности у профессорско-преподавательского персонала.

Таким образом, симуляционное обучение не может заменить традиционное обучение у «постели» пациента. Оно является связующим звеном между теоретической часть и практической деятельностью на клинических базах с пациентами.

Несовершенство нормативно-правовой базы в сфере симуляционного обучения отрицательно сказывается на качестве не только учебного процесса, но и может иметь негативные последствия для пациентов медицинских организаций. Так, в отменённом ныне приказе Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 N 30 устанавливались нормы допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведения.

Навыки будущие специалисты должны приобретать в высокотехнологичных симуляционных центрах до того, как подойдут к реальным пациентам в медицинских организациях. Этот не только ограничит пациентов от возможных ошибок студентов, но и обезопасит самих студентов от негативной реакции пациентов и их родственников, поведение которых в отношение обучающихся порою может иметь крайне отрицательный характер. Также в условиях симуляционного центра можно освоить, отработать и наработать не только манипуляционные навыки, но и командное взаимодействие.

Симуляционные условия позволяют отработать всевозможное количество и сложность клинических случаев, которые будут развиваться по строго запланированному преподавателем сценарию.

Выводы. Анализ современных проблем симуляционного обучения показал, что несмотря на все положительные моменты симуляционного обучения, присутствует ряд проблем, решение которых только предстоит найти:

1) Отсутствие проработанной нормативно-правовой базы, которая будет регламентировать симуляционное обучение в учебном процессе и, что особенно важно, в практической подготовке.

2) Необходима разработка и внедрение учебно-методического и программно-инструментального обеспечения симуляционного образовательного процесса.

3) Недостаточное финансирование государственных аккредитационно-симуляционных центров.

4) Недостаточный уровень подготовки профессорско-преподавательских кадров для симуляционного обучения.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 29.13.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / КонтурНорматив. – 1988-2022 - Электрон. дан. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=428031#h7021 (дата обращения 05.08.2022)

2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Федеральный закон от 17.07.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» [Электронный ресурс] / Консультант-плюс – 1997-2020 - электрон. дан.– Режим доступа: http://www.consultant.ru/docum ent/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 04.08.2022).

3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 N 30 [Электронный ресурс] / КонтурНорматив – 1988-2022- электрон. дан https://normativ.kontur.ru/doc ument?moduleId=1&documentId=102654 (дата обращения 11.11.2022).

4. Кубышкин В. А. и др. Специалист медицинского симуляционного обучения //.М.: РОСОМЕД. – 2021.

5. Олексик В.С., Ходус С.В., Барабаш И.В. Эффективность дистанционной подготовки студентов к практике проведения реанимационных мероприятий /Виртуальные технологии в медицине. – 2021. – Т. 1. – №. 3. – С. 150–151.

6. Энерт А.В., Дадэко С.М. «Будем считать, что сделано»—границы допустимости в симуляционном обучении //Виртуальные технологии в медицине. – 2021. – Т. 1. – №. 3. – С. 156–157.

Просмотров работы: 239