ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОТНОШЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ К СПОРТУ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОТНОШЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ К СПОРТУ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Костромитина В.О. 1, Фролович В.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наши дни самыми быстрыми и актуальными источниками донесения информации до большого количества людей являются телевидение и интернет. Интернет же теперь занимает существенную часть нашей жизни. Через эти источники мозг получает информацию - каждый день мы узнаем что-то новое, что может нас заинтересовать.

Смотря телевизор, мы сталкиваемся с самыми разными передачами из самых разнообразных сфер жизни. Присматриваясь внимательнее, можно отметить, что среди развлекательных и познавательных программ находится место и передачам спортивным, и даже отдельным каналам, посвященным спортивной тематике. Тема спорта плотно вплетена и в современное интернет-пространство, листая ленты социальных сетей можно отметить и фото людей, активно занимающихся спортом (которые сейчас быстро становятся популярными), и всё многообразие постов, которые рассказывают о плюсах здорового образа жизни и физической активности.

Несмотря на современный сидячий, по большей мере, образ жизни, исследуя медиапространство, можно однозначно сказать, что спорт остается важной частью жизни людей. Об этом говорит и государственная политика ‒ каждый год выделяются деньги на развитие спортивной сферы, а также на популяризацию спорта среди масс ‒ такая политика осуществляется посредством освещения тем здорового образа жизни через средства массовой информации и массовую культуру. Снимаются документальные фильмы о спортсменах, проводятся онлайн-трансляции государственных и региональных спортивных соревнований и олимпиад, ведутся страницы в соцсетях, посвященные разным видам спорта.

Молодежь очень чувствительна к изменяющейся медиасреде и набирающему обороты прогрессу современного мира. Именно молодежь в основном пользуется интернетом, который представляет собой нескончаемый поток самой разной информации в совершенно разных формах. И потому интересно отследить, как именно аспекты медиа в спортивной сфере влияют на молодых людей. Если использовать формы представления информации, понятные современному молодому человеку, то станет ли он больше интересоваться представленной темой, в данном случае, спортом? Какие формы представления информации оказывают на молодежь большее влияние сегодня? На эти вопросы предстоит найти ответ.

Итак, цель исследования ‒ выявить, какие элементы медиапространства и каким образом больше всего влияют на молодежь и ее отношение к спорту и здоровому образу жизни. Важно выяснить, почему какие-то из этих элементов воспринимаются молодыми людьми охотнее, чем другие, и заключить, какое влияние по итогу оказывают аспекты этой среды на отношение к здоровому образу жизни и спорту.

Актуальность обусловлена тем, что в современном, малоподвижном образе жизни большинства людей важно поднимать темы спортивного развития для того, чтобы повысить общую продолжительность жизни и сохранить здоровье, в понятных и интересных для современной молодежи формах, поскольку это может принести более качественный результат.

Таким образом, можно выделить следующие задачи: во-первых, выявить основные формы влияния медиа на молодых людей, во-вторых, оценить эффективность влияния таких форм, в-третьих, проанализировать собранные данные и сделать выводы.

Методы и организация исследования. Для более качественного и оперативного сбора материала было использовано интернет-пространство, а конкретнее ‒ социальные сети. Основным средством сбора информации стал созданный на платформе Google Forms опросник из 19 вопросов [1]. Опросник был размещен в группах социальной сети «ВКонтакте», а опрошенными стали студенты 2–3 курсов САФУ. Выбор опроса как метода сбора информации стал самым предпочтительным, поскольку является наглядным и простым для анализа. Опрос был проведен анонимно.

Результаты исследования. Количество участников опроса на платформе Google Forms составило 25 человек. Опрос состоял из 19 вопросов, условно разделенных на блоки для более подробного рассмотрения вопроса. По результатам опроса, 48% и 24% занимающихся спортом редко и не занимающихся вообще соответственно, тем не менее показали заинтересованность в спортивных медиа. Процент заинтересованности составил 64% от всех опрошенных. Любопытно выяснить, почему же люди начинают и продолжают интересоваться спортивной темой в кино, играх, книгах и т. д. По результатам можно заключить, что 44% опрошенных нравится наблюдать за развитием героев, представленных в этих медиа. По 32% набрали варианты «мне нравится наблюдать за представленными спортивными стратегиями» и «вдохновляет на занятия спортом», что парадоксально. Популярным так же стал вариант «нравится узнавать новое о видах спорта». Таким образом, можно отметить тенденции молодежи к погружению в анализ героев, обучению и в целом желанию изучать новые для себя сферы.

Далее был поставлен вопрос ‒ «Что из медиа жанра "спорт" вам нравится?». Больше всего респондентов отметили вариант «спортивные аниме» ‒ что неудивительно, в последние годы именно этот жанр японской анимации стремительно набирает популярность, что еще раз подтверждает тот факт, что спорт остается одной из важных сфер жизни молодых людей [2]. Следующими по популярности стали кино и паблики в социальных сетях. Меньше всего набрали варианты «спортивная литература» и «журналы», что, также, неудивительно, исходя из все уменьшающегося интереса к чтению, хотя важно и то, что читать все-таки продолжают [3]. Большая часть опрошенных ответила, что охотнее прочитала бы художественную книгу о спорте или научное исследование в сфере спорта, нежели спортивный журнал или газету. Опрошенные поделились любимыми произведениями и новостными изданиями о спорте ‒ среди ответов: роман «Ход королевы», порталы Sports.ru и Sport-express.ru.

Популярными остаются компьютерные спортивные игры ‒ около семидесяти процентов опрошенных играют в них. Среди любимых названы серии FIFA, NBA, NHL. Это игры о футболе и хоккее, в которых спортивные соревнования являются основной темой.

Самыми популярными среди смотрящих аниме респондентов оказались спортивные аниме с названиями «Волейбол!!», «Юри на льду», «Баскетбол Куроко». В этих аниме рассказывается о становлении спортсменов, развитии персонаже, а также в них показано немалое количество реально применяемых в спорте стратегий ‒ именно поэтому большинству опрошенных так нравятся эти произведения анимации.

Интересно, что до сих пор остаются популярны трансляции спортивных соревнований среди молодежи ‒ большинство респондентов смотрит их время от времени. Чаще всего респонденты смотрят трансляции фигурного катания, хоккея и лыжного спорта. Популярны и автоспорт, стрельба из лука, теннис.

Современное направление спорта ‒ киберспорт, также было включено в исследование. Около семидесяти процентов опрошенных заявили, что интересуются и смотрят киберспортивные трансляции игр. Среди популярных ‒ CS: GO, DOTA, League of Legends. Для опрошенных это ‒ способ развлечения и обучения игре.

Теми, кто смотрит спортивные фильмы и сериалы, были названы «Движение вверх», «Королевский гамбит», «Всё или ничего», «Левша», «Тоня против всех». Это произведения о тренировках героев, большой силе духа и преодолении себя и своих слабостей на пути к победе. Именно потому заинтересованной в обучении и познании себя молодежи такие фильмы нравятся [4].

Кроме того, около 65% опрошенных отметили, что являются постоянными подписчиками спортивных пабликов в социальных сетях. Они рассказали, что смотрят региональные новости спорта и интересуются достижениями спортсменов Архангельской области и России в целом.

Заключительный вопрос ‒ «Как на вас повлияли медиа о спорте?». Большинство респондентов заключили, что, в основном, «просто получили положительные эмоции от медиа-контента». Помимо этого, популярными были ответы «я стал чаще заниматься спортом», «мне захотелось освоить новый вид спорта, но я так этого и не сделал» и «мне стал больше нравиться этот жанр». Иными словами, можно однозначно заключить, что спортивные медиа все-таки влияют на повышение интереса к спорту и желанию заняться им, повысить активность.

Заключение. Подводя итоги, можно заключить, что фильмы, аниме, книги о спорте действительно оказывают существенное влияние на молодежь. Кто-то через них находит для себя новое спортивное хобби, кто-то просто открывает в себе любовь к спорту как к жанру, а для кого-то спорт становится неотделимой частью жизни. Спортивные медиа не только просвещают молодежь, но и учат ее любви к здоровому образу жизни, любви к своему телу и себе в целом. Таким образом, спорт ‒ это и в самом деле «жизнь» молодежи, не только в смысле постоянной физической активности, но и в случае выбора своего времяпрепровождения. Спорт как хобби и жанр остается популярным, и проведённое небольшое исследование ‒ лишь одно из огромного числа подтверждений этого факта.

Литература:

1 Влияние средств массовой информации и массовой культуры на отношение молодежи к спорту// ‒ Режим доступа: https://forms.gle/LPXA4e8SxEB3jdSNA, свободный (дата обращения: 18.10.2022).

2 Почему спокон популярен в Японии? [Электронный ресурс]// – Режим доступа: https://konnichiwa.ru/page/3794/, свободный (дата обращения: 18.10.2022).

3 Почти треть россиян не прочитала за год ни одной книги [Электронный ресурс]// – Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/09/06/2021/60c0fb499a79478247c4c290, свободный (дата обращения: 18.10.2022).

4 О, спорт, ты и правда мир: как кино про спорт завладело нашим вниманием [Электронный ресурс]// – Режим доступа: https://style.rbc.ru/impressions/5a6f52a79a7947bc44596fa0, свободный (дата обращения: 18.10.2022).

Просмотров работы: 140