Готовность будущих бакалавров сестринского дела к педагогической деятельности как к творческому процессу - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Готовность будущих бакалавров сестринского дела к педагогической деятельности как к творческому процессу

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье представлен анализ проблемы готовности будущих бакалавров сестринского дела к педагогической деятельности как к творческому процессу.

Бакалавры сестринского дела имеют право осуществлять педагогическую деятельность, а квалифицированные преподаватели незаменимы при организации учебного процесса. Во все времена они ценились и к ним было большое уважение. В современности педагог – это профессионал, обладающий информацией в своей и не только областях, человек коммуникабельный и способный решать огромное количество задач.

Актуальность проблемы готовности будущих бакалавров сестринского дела к педагогической деятельности как к творческому процессу обусловлена тем, что во время обучения по направлению «Сестринское дело» студентов, помимо навыков сестринских манипуляций, учат основам преподавания, как одному из векторов дальнейшего развития студентов и будущих специалистов. Педагогические навыки пригодятся будущим бакалаврам сестринского дела и в медицинской сфере, например для объяснения пациентам хода процедур и правил сбора биологического материала. Работа с родственниками пациентов и общение с коллегами тоже требует педагогических навыков. Используя в профессиональной деятельности не только знания и навыки преподавания, но и творческий подход можно существенно улучшить восприятие студентами и пациентами излагаемой информации.

Следовательно, немаловажным является творческая составляющая готовности студентов, их желание и вовлеченность в процесс преподавания. Именно от нынешних студентов зависит образование будущих медицинских сестер.

Цель исследования: изучить готовность будущих бакалавров сестринского дела к педагогической деятельности как к творческому процессу.

Гипотеза: будущие бакалавры сестринского дела готовы к педагогической деятельности как к творческому процессу.

В рамках решения первой задачи нами былпроведентеоретический анализ проблемы готовности будущих бакалавров сестринского дела к педагогической деятельности.

Результатом теоретического анализа стало то, что мы дали несколько определений основных понятий, а именно, под термином бакалавр сестринского дела подразумевается выпускник высшего учебного заведения, имеющий компетенции в лечебно-диагностической, медико-профилактической, реабилитационной, организационно-управленческой, педагогической, научно-исследовательской областях. Педагогика - многогранное понятие, которое не имеет однозначной трактовки, но в сущности – это наука о закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Педагогическая деятельность – огромное поле для самореализации. В педагогической деятельности самое главное – это перевести работу «для себя» в работу «для другого», главной задачей ее ставится обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Творческий процесс в педагогике - эффективное осуществление педагогической деятельности, когда учитель не слепо берет, а многое проверяет, исследует, ищет и на основе уже достигнутого наукой и практикой проектирует, создает свой опыт.

Также мы выяснили, что бакалавр сестринского дела имеет достаточное большое поле компетенций. Сферы занятости будущих бакалавров сестринского дела распространяются на лечебно-диагностическую, медико-профилактическую, реабилитационную, организационно-управленческую, научно-исследовательскую. В рамках этих деятельностей бакалавр может работать с пациентами, помогая им в реабилитации, также может посвятить себя исследовательской деятельности, находя все более современные решения проблем в сестринском деле. Немаловажным стоит отметить и педагогическую деятельность будущих бакалавров сестринского дела. Почти в каждой из этих компетенций необходимо использование творческого подхода.

В результате изучения педагогических компетенций бакалавров сестринского дела делаем вывод, что для осуществления педагогической деятельности бакалавр сестринского дела должен быть готовым обеспечить качественную подготовку сестринских кадров. Бакалавр должен не только знать и уметь организовывать педагогический процесс, но и применять творческий способности в работе с обучающимися.

Рабочая программа по дисциплине «Педагогика с методикой преподавания» направлена на развитие важных для педагогической деятельности поведенческих навыков, формирование современного подхода к педагогической деятельности и на применение полученных знаний на практике. Отметим то, что хоть и в рабочей программе не сказано о развитии творческих навыков у студентов, но во время учебного процесса преподаватели дают возможность их продемонстрировать.

Методик для исследования уровня готовности бакалавров сестринского дела к педагогической деятельности представлено большое множество. В качестве эмпирического инструментария в нашем исследовании был выбран опросник М.В. Зюзько. Он направлен на определение уровня творческого потенциала. Опросник отличается своей краткостью и понятностью для респондентов и также больше подходит под тематику нашей работы.

В рамках решения второй задачи мы провели практический анализ проблемы готовности будущих бакалавров медицинского института РУДН к педагогической деятельности как к творческому процессу. Исследование проводилось на базе МИ РУДН. Участниками исследования являлись студенты 4 курса направления подготовки «Сестринское дело» в количестве 24 человек. Использовался опросник М. Зюзько. Средний возраст респондентов 21,8 ± 1,8 лет, женщин участвовало - 73,9%, мужчин – 25%.

Высокий уровень творческого потенциала имеют 2 респондента (8,3%). Средний уровень имеют 22 респондента (91,7%).

Анализ взаимосвязи между знаниями и умениями по дисциплине «Педагогика с методикой преподавания» и уровнем творческого потенциала показал rэмп = 0,21 < rкрит = 0,34 (α = 0,05). Это означает, что корреляция между уровнем знаний и умений по дисциплине «Педагогика с методикой преподавания» и уровнем творческого потенциала не является статистически значимой. В то же время полученные результаты говорят о том, что будущие бакалавры МИ РУДН готовы к педагогической деятельности как к творческому процессу.

Наша гипотеза о том, что будущие бакалавры сестринского дела готовы к осуществлению педагогической деятельности, подтвердилась.

Таким образом, результаты исследования готовности будущих бакалавров сестринского дела к педагогической деятельности как к творческому процессу говорят о том, что ФГОС 34.03.01 от 22.08.2017 предписывает условия для формирования необходимых педагогических компетенций. МИ РУДН дает обязательную базу знаний и навыков, в том числе творческих, для успешного осуществления педагогической деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Авилов, А.В. Теоретико-методологические основы управления как творчества / А.В. Авилов, Н.И. Сидоров // Стратегии бизнеса. 2013. №1 (1). – С. 66–69.

Антропова, Е.Н. Театральное творчество как средство социокультурной реабилитации детей с детским церебральным параличом / Е.Н. Антропова. // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 329–330.

Бойко, З.В. Рабочая программа по дисциплине «Педагогика с методикой преподавания» / З.В. Бойко. [Электронный ресурс] / ТУИС РУДН. 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru/32dsDS (дата обращения 01.11.2022)

Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. / А.С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ−УПИ, 2006. – С. 73–74.

Дементьева, Ю.В. Опросник «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности» / Ю.В. Дементьева. [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» - 2017–2022 – Электр. дан. – Режим доступа: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200501218 (дата обращения 19.10.2022)

Мусина, Ж.А. Понятие научного творчества и его роль в научном процессе / Ж.А. Мусина, Г.С. Каримова, С.К. Сальменова, А.И. Нурмат // The Scientific Heritage. - 2021. - №59–3. – С. 23–26.

Онищенко, Э.В. Круглый стол «Современная педагогика: иллюзии и реалии»/ Э.В. Онищенко. // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 181–185.

Роботова, А.С. Введение в педагогическую деятельность. / А.С. Роботова. - М.: Академия, 2002. – 208 с.

Родина, И.Б. Психолого-педагогическая практика: учебно-методическое пособие / И.Б. Родина. - Омск: БОУДПО ИРООО, 2009. – 104 с.

Сластенин, В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. / В.А. Сластенин, С.Г. Перевалов // Сибирский педагогический журнал. – 2005. - №5. – С.25-34.

Федеральный государственный образовательный стандарт 34.03.01 от 22.08.2017 г. №971 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриата по направлению сестринское дело» [Электронный ресурс] / Федеральный Государственный Образовательный Стандарт – 2016–2022. - Электр. дан. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-34-03-01-sestrinskoe-delo-971/ (дата обращения 02.10.2022).

Щербакова, Т.Н. Творчество в деятельности современного педагога / Т.Н. Щербакова. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Международная научная конференция — 2013. — С. 21–25.

Просмотров работы: 42