ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДКАСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ АУДИРОВАНИЮ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДКАСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ АУДИРОВАНИЮ

Прозорова М.А. 1, Ефремов А.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского государтсвенного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Использование передовых информационных технологий в традиционных формах организации иноязычного обучения становится всё более привычным для педагогов-практиков, особенно если речь идёт о формировании компетенции учащихся в области аудирования. Аудирование как вид речевой деятельности представляется необходимым для эффективного решения коммуникативных задач при общении на иностранном языке: как в образовательной среде, так и в условиях реального межкультурного взаимодействия. Разнообразный дидактический материал, доступный на различных интернет ресурсах, позволяет получить доступ к аутентичным текстам, аудио- и видеоматериалам и таким образом облегчить решение ряда задач, связанных с формированием компетенции учащихся в области аудирования.

Современный урок иностранного языка подразумевает использование активных методов обучения при формировании всех компетенций владения иностранным языком. При этом многие методисты и педагоги-практики сходятся во мнении относительно пользы и эффективности аудиовизуальных средств обучения, которые позволяют сделать урок более динамичным и познавательным, тем самым ещё и повышая мотивацию школьников к изучению иностранных языков [1, с. 283–284].

Отметим, что обучение аудированию – сложный и небыстрый процесс, особенно если вести речь о школьном обучении иностранному языку. Воспринимать на слух речь на иностранном языке достаточно сложно, особенно, особенно если текст для прослушивания недостаточно интересен для учащегося или же методически неграмотно подобран по уровню сложности.

Существует разные степени понимания текста на слух: понимание содержания (в рамках программных требований); понимание основной информации (глобальное понимание); понимание нужной/конкретной информации (селективное понимание); полное понимание информации (детальное понимание).

Кроме подбора текста для аудирования в соответствии с уровнем обученности учащихся, учителю необходимо обращать внимание на содержательную часть используемого учебного материала, его актуальность, аутентичность, привлекательность для обучающихся. Использование аутентичных текстов для прослушивания на уроках иностранного языка позволяют лучше понять культуру изучаемого языка, слышать речь носителей языка, на более продвинутом уровне – даже различать региональные различия языка.

Школьники, в свою очередь, весьма активно используют современные средства коммуникации, что во многих случаях облегчает решение ряда учебных задач в обучении иностранному языку. В частности, использование подобных средств может помочь дополнить занятия аутентичным языковым материалом, в том числе, в процессе обучения аудированию. Использование аудио- и видео подкастов становится в этой связи всё более популярным как среди учителей иностранного языка, так и среди учащихся.

Сам термин «подкаст» происходит от слияния английских слов “iPod” (брэнд) и “broadcast” («транслировать»). В рамках данной статьи мы будем придерживаться определения подкаста, приведенного А.С. Сухановой: «аудио- или видеозапись, сделанная человеком из страны изучаемого языка и доступная для прослушивания или просмотра во всемирной сети» [3, с. 73].

Методический потенциал подкастов в иноязычном образовании состоит в следующих аспектах: позволяет реализовать дифференцированный подход к обучающимся (например, запись текста (часто) можно регулировать под разный темп (можно сделать медленнее или быстрее для разных уровней обученности); существует большое количество учебного или аутентичного (языкового) материала практически на любую тему; позволяет реализовать автономное обучение, которое взаимодействует с традиционным уроком иностранного языка, благодаря дидактической интеграции современных технологий.

При формировании компетенции в области аудирования посредством аудио- и видеоподкастов учителю следует, среди прочего, придерживаться следующих рекомендаций:

выбирать актуальную, интересную для учащихся тематику подкастов с тем, чтобы замотивировать учащихся с первых секунд на прослушивание аудиозаписи;

с самых первых занятий использовать аутентичный аудио- и видеоматериал на уроках для того, чтобы ученики привыкали к речи носителей [4, с. 198].

кроме самих подкастов, в процессе обучения аудированию хорошо зарекомендовала себя работа с радиоспектаклями, видеороликами, аудиокнигами, аудиокурсами к зарубежным пособиям по иностранному языку, записи теле- и радиопередач.

На практике педагогами используются самые разные онлайн ресурсы с аудио- и видеоподкастами. Одними из популярных являются следующие каналы: Culips, Talk English, Real English (YouTube channel).

Culips - подкаст на разные жизненные темы для изучающих английский с лексикой «на каждый день». Скорость записей невысокая, поэтому данный ресурс больше подойдет для начального уровня обучения. В рамках производственной (педагогической) практики я применяла данный подкаст-ресурс при изучении темы: «What music do you like?». В частности, на одном из занятий я использовала подкаст «Simplified Speech #141 – Are you a big playlist person?». Этот легкий разговор о плейлистах помог начать урок, задал тему и цель урока. Позже, уже на основе прослушанного диалога, учащиеся подготовили свои собственные сообщения о любимой музыке. Перед началом прослушивания данного подкаста я выписала на доску незнакомые учащимся лексические единицы, которые использовались носителями языка в подкасте.

Talk English – подкаст-ресурс с «подготовленной», не спонтанной речью. На наш взгляд, хорошо подойдет для начального и среднего этапа обучения. Полезен учащимся, которые хотят обогатить свой вокабуляр новыми фразами, словами и речевыми образцами. В период производственной практики данный подкаст оказался также весьма полезным. Перед началом каникул в школе обучающиеся проходили устную тему «Travelling». Для того, чтобы учащиеся «подготовились» к каникулам, ощутили приближение отдыха, я использовала подкаст «Confirming Your Flight». Лексическое наполнение подкаста оказалось весьма привлекательным, полезным и актуальным для учащихся. На уроке был разобран и отработан на практике (в виде мини-диалогов) ряд речевых единиц – в том числе, базовых фраз, которые можно услышать в аэропорте или на вокзале.

Real English (YouTube channel) – канал с короткими видео для начинающих. Несмотря на то, что и канал, и сами видеоролики недостаточно «свежие» (и по дате их создания, и по качеству), этот ресурс дает хорошую возможность для начинающих услышать живой язык, на котором говорят его носители. В рамках производственной практики на занятии со вторым классом я использовала эпизод подкаста «Real English 3 b - Spelling Test WITH Subtitles». Для младших школьников аудирование представляет особую трудность, поскольку они только начинают учить язык. Когда учащиеся прослушали данный эпизод, они стали более активными, захотели повторить в речи некоторые моменты подкаста. Это привнесло в наше занятие некоторую долю неформальности, игровые моменты, способствовало повышению мотивации учащихся учиться дальше и стремиться понимать на слух больше информации.

Принимая во внимание всё сказанное выше, можно сделать уверенный вывод о том, что для учителя иностранного языка подкасты могут служить настоящими помощниками. Интегрирование аудио- и видеоподкастов в образовательный процесс позволяет обучающимся услышать и научиться лучше понимать современную речь носителей, с ее особенностями в интонации и произношении. Кроме формирования компетенции обучающихся в области аудирования подкасты позволяют решить и ряд других учебных и общеобразовательных задач – например, пополнить словарный запас, расширить кругозор и культурные горизонты личности.

Список литературы

Varo E.A. Enseñanza y aprendizaje de las lenguas modernas / E. A. Varo. — Madrid: Ediciiones Rialp, 1993. — 416 p.

Прокопьева С.И. Иноязычная аудитивная компетенция как дидактическая категория обучения иностранному языку // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI
веке». — 2017. — Т. 19. — No 11. — С. 55-57.

Суханова А.С. Подкасты в обучении аудированию / А.С. Суханова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 73-75.

Сысоев П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. — Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. — 182 с.

Просмотров работы: 76