В настоящее время образование для устойчивого развития (ОУР) является приоритетным направлением дошкольного образования во всем мире. Главной задачей устойчивого развития является гармонизация человека и природы, развитие общества с учетом законов природы. Один из лозунгов устойчивого развития – «Мыслить глобально, действовать локально!» [7]. Система образования в рамках устойчивого развития включает три компонента: экологический, экономический и социальный. Обозначенные направления устойчивого развития представлены в дошкольном образовании. В России идеи ОУР отражены в комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий» и в парциальной программе автора «Наш дом – природа» [2].
В последние годы образование для устойчивого развития признано во всем мире приоритетным направлением дошкольного образования. Период с 2005 по 2014 годы был объявлен ЮНЕСКО десятилетием образования для устойчивого развития. В ноябре 2014 года в Японии на специальной конференции были подведены итоги работы в рамках курса устойчивого развития и определены перспективы. Особое внимание уделяется детям от рождения до 8 лет. Это означает, что образование для устойчивого развития будет и дальше рассматриваться как приоритетное направление образования. При этом существует проблема реализации идей образования для устойчивого развития в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, хотя именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, экологической культуры, начинает формироваться система ценностей, которая в будущем во многом определит поведение человека [5].
В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия устойчивое развитие – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций [6].
Идеи устойчивого развития реализует огромное количество дошкольных организаций, как частных, так и муниципальных, государственных. При этом у каждого из них есть свои направления, своя специфика. Цель данного выступления – проанализировать и обобщить материалы по реализации идей устойчивого развития ряда дошкольных учреждений и на основе данного анализа определить вклад дошкольного образования в устойчивое развитие общества и планеты.
Организацией объединенных наций сформулированы главные цели устойчивого развития, которые охватывают все сферы общественной жизни [1]. Именно эти цели были нами взяты в качестве отправной точки для анализа вклада дошкольных образовательных организаций (ДОО) в формирование основ устойчивого развития дошкольников. Для каждой цели дается описание различных видов деятельности ДОО, анализируется их развивающая предметно-пространственная среда с позиции всех трех компонентов устойчивого развития. Например, цель – сохранение экосистем предполагает поддержку биоразнообразия.
Инициатива развития образования в интересах устойчивого развития по праву принадлежит специалистам, достигшим значительных успехов в области образования. Успешное и практически повсеместное развитие в конце ХХ столетия образования стало объективной предпосылкой становления нового типа образования – образования в интересах устойчивого развития. Необходимо подчеркнуть, что образование в интересах устойчивого развития (ОУР) и экологическое образование находятся в тесной взаимосвязи, потому что ОУР исторически вышло из недр экологического образования, формируется на его базе, включая в себя его значительную часть, лучшие методы и формы. Учитывая, что экологическое образование и образование для устойчивого развития взаимосвязаны, необходимо при этом воспринимать понятие ОУР значительно шире, т.к. оно объединяет образовательные усилия на проблемах экономического развития, окружающей природной среды и развития человеческой личности. Несомненно, что образование в интересах устойчивого развития может и должно использовать все позитивные достижения традиционного экологического образования, обогащая его социальным, экономическим и культурным контекстом [3].
Воспитание и развитие ребенка в области взаимодействия с природой и обществом должно решить следующие задачи:
формировать систему элементарных научных природоведческих и экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
воспитывать эмоционально-ценностное субъективное отношение к миру природы и окружающим людям;
развивать способность к сопереживанию;
развивать познавательный интерес в процессе общения с природой;
способствовать формированию восприятия себя как части природы и общества, осознанию взаимосвязи человека и природы, общества и природы;
развивать первоначальные умения и навыки эколого-сообразного поведения в повседневной жизни и в процессе непосредственного общения с природой, а также навыки элементарной природоохранной деятельности;
формировать элементарные умения прогнозировать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и людям;
воспитывать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как к приоритетной ценности, формировать навыки здорового образа жизни.
Исходя их этого, устойчивое развитие в дошкольном образовании должно опираться на объекты и явления ближайшего окружения, что связанно с конкретностью мышления детей данного возраста. Абстрактные понятия, связанные с глобальными проблемами, воспринимаются детьми как сказка. Вот почему процесс экологического образования в интересах устойчивого развития в детском саду должен строиться с учетом психологических, анатомо-физиологических, интеллектуальных возможностей детей. Главная задача педагога – способствовать формированию личности, готовой нести ответственность за себя и планету, действовать не только ради получения экономической выгоды, но и сохранения окружающей среды для будущих поколений.
Кроме того, одним из ведущих факторов, влияющих на эффективность образовательного процесса, является учет принципа интеграции. При выделении этого принципа следует опираться на понимание интеграции как сложной многогранной категории, которая подразумевает восстановление, восполнение, объединение частей в целое причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Такой подход к определению сущности рассматриваемого понятия обусловливает приоритет принципа интеграции в процессе экологического образования для устойчивого развития, поскольку он направлен на объединение представлений детей о многообразии природных объектов и явлений, о многоликости социальной жизни в целостное восприятие системы «человек – природа – общество», на основе взаимопроникновения, восполнения. Благодаря этому, решается проблема ориентации образовательного процесса на формирование несвязанных между собой, фрагментарных экологических и социальных знаний [4].
Именно ДОО приобретает особое значение для образования в интересах устойчивого развития, так как он тесно связан с семьями детей, их бабушками, дедушками, с различными общественными, государственными, частными организациями и учреждениями. Таким образом, дошкольная организация становится своеобразным центром социума, имеющим большое влияние на образование для устойчивого развития разных возрастных групп населения.
Теоретическое изучение проблемы экологического образования дошкольников в интересах устойчивого развития позволяет сформулировать ряд выводов:
этот процесс должен быть направлен на формирование у детей целостной картины мира, первоначальных навыков эколого-сообразного поведения, а также воспитание эмоционально-ценностного субъективного отношения к миру природы и окружающим людям;
экологическое образование дошкольников в интересах устойчивого развития следует реализовывать с учетом принципов регионализма и интеграции, которые отражают концептуальную сущность этого процесса;
обеспечить преемственность ценностей и мировосприятия разных поколений.
Список использованных источников
Декада ООН по образованию для устойчивого развития (2005-2014). Образование для устойчивого развития [Электронный ресурс] URL: http://www.unesco.kz/education/2004/esd_brochure.pdf
Мир открытий. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. // под ред. Л.Г. Петерсон. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2018. – 343 с.
Назаренко В.М. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт развитых стран для стран с развивающейся и переходной экономикой. – М.: Изд-во Зелёного Креста, 2013. – 275 с.
Рыжова Н.А. «Зеленый детский сад: с чего начать?». М. Мосприрода, 2015. – 184 с.
Степанов С.А. Основные методологические и содержательные аспекты экологического образования для устойчивого развития в высшем учебном заведении. Монография. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2010. С. 246.
Токарев А.А. Теоретическое содержание понятий «устойчивое развитие» и «экологическое образование» в ДОО / А.А. Токарев, Г.А. Федорова. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 4 (10). – С. 1-4
Цели в области устойчивого развития //https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/