Питание детей всегда являлось предметом неустанного внимания ученых, медиков, педагогов и психологов. Изучением особенностей питания дошкольников занимались В.А Квитковская, О.А. Маталыгина, Н.Ю Минина, Н.А Сташевская и другие [1].
Питание дошкольников — актуальная проблема педиатрии и смежных специальностей. Последствия несбалансированной диеты, употребления некачественных и нерациональных продуктов для детского питания могут быть самыми плачевными. Ожирение, сахарный диабет 2 типа, болезни сердца и сосудов, патологии пищеварительной системы, задержка роста и развития, нарушение когнитивных способностей, подверженность инфекциям — неполный список проблем, которые возникают при пренебрежении гигиеной детского питания.
От неправильного питания страдает не только обмен веществ, но и защитная система организма. Пища — источник веществ, необходимых для образования клеток специфической и неспецифической защиты.
Ожирение, нарушение работы органов пищеварительной системы, повреждение слизистой рта, ухудшение состояния кожи из-за нехватки витаминов, микроэлементов и нарушения углеводного обмена приводят к повреждению барьерных функций иммунной системы.
При недостаточном поступлении в организм витаминов, белка, жирных кислот страдает иммунитет, что провоцирует высокую подверженность организма ребёнка к заболеваниям вирусными и бактериальными инфекциями. Дети при нерациональном и дефицитном питании чаще и тяжелее болеют, период выздоровления у них занимает длительное время.
Питание — одна из важнейших составляющих здоровья ребёнка. Поэтому организация правильного рациона у дошкольников — это первостепенная задача заботливых родителей [2].
В первую очередь мы считаем, что начинать просвещение о здоровом питании надо с родителей. Почему вместо обычной картошки дети предпочитают картофельные чипсы, вместо хлеба – сухарики из пакетика? Несомненно, огромную роль играет реклама, формируя и у ребенка, и у его родителей образ современного чада. Стремление ребенка быть "как все" в большинстве случаев подавляет голос разума.
Родителям стоит помнить, что на формирование вкусовых пристрастий детей влияют в первую очередь гастрономические предпочтения членов семьи, атмосфера в доме и в обществе в целом. Если взрослые, ссылаясь на нехватку времени, питаются "на бегу", заменяя полноценные приемы пищи перекусами, то трудно ожидать от ребенка иного поведения. Продукты так называемого «фаст-фуда», например чипсы, достаточно калорийны, за счет чего подавляют активность пищевого центра, и ребенок отказывается от основного блюда [3].
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
Формирование развития представление детей и дошкольников здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье
Формирование у дошкольников родители знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила
Освоение детьми и родителей ми практических навыков рационального питания
Развития творческих способностей и кругозор у детей и родителей их интересов и познавательной деятельности
Развитие коммуникативных навыков у детей и родителей у меня эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы
Просвещения родителей в вопросах организации рационального питания детей [4].
Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/01/04/formirovanie-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-osnov-kultury
Чем опасно неправильное питание детей? [Электронный ресурс] – URL: https://medaboutme.ru/articles/chem_opasno_nepravilnoe_pitanie_dlya_detey/
Консультация для родителей «Правильное питание дошкольников» [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/03/14/konsultatsiya-dlya-roditeley-pravilnoe-pitanie
Разговор о правильном питании [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/10/12/razgovor-o-pravilnom-pitanii-obshchesadovyy-proekt