ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ АБОРТ РАЗНОВИДНОСТЬЮ УБИЙСТВА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ? - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ АБОРТ РАЗНОВИДНОСТЬЮ УБИЙСТВА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ?

Молчанова С.М. 1
1Международный юридический институт (МЮИ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аборт — искусственное прерывание беременности. По современным медицинским стандартам, аборт проводится, как правило, при сроке до 20 недель беременности или, если срок беременности неизвестен, при массе плода до 400 г [1].

Проблема аборта многозначна. Она имеет и демографический смысл, политическое и социальное значение, а также важный этический аспект. Острота в обсуждении проблем аборта сохраняется несмотря на то, что эта проблема "стара как мир". Исторически отношение врача к аборту является одной из первых и основных этико-медицинских проблем, сохраняющих свою актуальность и сегодня. Это объясняется тем, что проблема аборта концентрирует в себе отношения между людьми на уровне нравственного, юридического, социально-политического, религиозного, научного сознания.

Из-за распространенного мнения о том, что аборт – это убийство, сложилось преимущественно негативное мнение по поводу данной медицинской процедуры. Для многих людей тема абортов представляет собой в первую очередь проблему морали и нравственности, связанную с вопросами о начале человеческой жизни, правах плода, праве женщины на самоопределение и о том, имеют ли другие люди право принимать решения, касающиеся ее тела.

Вокруг столь сложной темы сложились две противоположные точки зрения. Аборт — это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины и ее партнера, не касается, в которую никто не должен вмешиваться. Это - просто одна из медицинских операций, и как в случае каждой хирургической операции все проблемы решаются врачом и пациентом. Если коротко выразить эту точку зрения, можно сказать так: «Аборт — это медицинская проблема».

Вторая точка зрения представляет собой противоположный полюс: аборт оскорбляет моральное чувство, поэтому здесь существует моральная, этическая, а также юридическая проблема, и при том — сложнейшая. Ведь прежде, чем прийти к врачу, женщина решает моральную проблему: жизнь или смерть будущего человека, да и после того, как она обращается к врачу, этический смысл и, отчасти, юридический смысл проблемы не только не исчезает, но еще более усложняется: в нее вовлекается третий человек — врач, который, в определенной степени, становится соучастником убийства. Именно убийства, потому что в отличие от любой хирургической операции, данная имеет особую цель - уничтожить жизнь, убить будущее человеческое существо, причем полностью беззащитное, бесправное. Между двумя этими крайностями и лежит проблемное поле, на котором развертывается противостояние и столкновение различных позиций, точек зрения, подходов, оценок, воззрений.

Помимо этого, возникает вопрос, касающийся приоритета интересов эмбриона над интересами женщины или наоборот. Противники абортов ставят право эмбриона на жизнь наравне с правами женщины. Сторонники права на аборт отдают приоритет праву женщины на личную неприкосновенность и свободу распоряжения собственным телом.

Противники абортов по какой-то причине рассматривают его как способ избавления от нежелательной беременности, которая была вызвана распутным образом жизни и легкомысленным поведением. Помимо этого, встречается мнение, что ни при каких обстоятельствах аборт морально не может быть оправдан.

Есть сторонники третьей позиции: — «ни при каких обстоятельствах». Однако есть случаи, когда существуют медицинские противопоказания, когда беременность и роды таят в себе реальную угрозу для жизни матери. Или в других, не менее драматических обстоятельствах, которые тоже, к сожалению, случаются: когда беременность произошла в результате изнасилования, абсолютно вопреки воле и желанию женщины. Как правило, сторонники такого мнения часто упускают из вида такие ситуации.

Аргумент при этом прост: ребенок не виноват ни в том, ни в другом случае, и он не должен страдать.

Конечно, всегда стоит оценивать этическую сторону вопроса, но если говорить прямо: проблемы, которые, могут появиться в связи с рождением ребенка в ранее перечисленных ситуациях куда серьезнее, так как женщине могут грозить серьезные проблемы со здоровьем, вплоть до летального исхода или же участь воспитания ребенка от насильника и как следствие, переживать в памяти это трагическое происшествие снова и снова.

На данный момент в Российской Федерации свободные аборты, проводимые по желанию женщины исключительно в медицинских учреждениях. В России аборты входят в систему обязательного медицинского страхования. 11 августа 2003 года Постановлением Правительства РФ [2] был значительно сокращён перечень социальных показаний для прерывания беременности на поздних сроках. Список был сокращён с 13 пунктов до 4.

В России основными показаниями для прерывания беременности являются смерть плода в утробе или угроза жизни матери, в силу её состояния или неправильного протекания беременности (например, внематочная беременность). Также показаниями к аборту является неправильное внутриутробное развитие или необходимость в медицинских процедурах, пагубно влияющих на него (например, трансплантации органов). В большинстве случаев окончательное решение о применении искусственного аборта остаётся за беременной женщиной или её родственниками.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3] каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Аборт проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины — независимо от срока беременности. Аборт должен проводиться только в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку.

В уголовно-правовом смысле незаконность проведения искусственного прерывания беременности заключается исключительно в осуществлении этой процедуры лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля.

Согласно ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», для того, чтобы у лица существовало право осуществлять медицинскую деятельность (в частности, в сфере акушерства и гинекологии), оно должно обладать не только высшим медицинским образованием соответствующего профиля, но также должно иметь сертификат специалиста.

В ст. 123 Уголовного кодекса Российской Федерации ответственность предусмотрена лишь за незаконное проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, или при совершении этим лицом данного преступления, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью.

Общественная опасность данного преступления состоит в том, что нарушается установленный законом порядок проведения искусственного прерывания беременности, в результате чего нарушаются права и законные интересы потерпевшей, ставится в опасность ее жизнь или здоровье.

Согласно санкции ст. 123 Уголовного кодекса Российской Федерации проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, наказывается штрафом в размере до 80000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Показания к аборту в России не ограничиваются чисто медицинскими основаниями. В первом триместре беременности (до 12 недель) основным показанием к аборту является желание женщины. Во втором триместре (до 22 недель) аборт может быть проведён, если беременность наступила в результате изнасилования.

Таким образом, окончательное решение об аборте может принимать только беременная женщина и ее партнер, а не государственные институты, посредством введения законов, поскольку именно пара (а иногда и только женщина) несет все риски, связанные со здоровьем и жизнью, а в случае рождения ребенка еще и выполняет основную работу по его воспитанию.

С точки зрения социальной и правовой политики следует сделать вывод, что нет никакой необходимости в юридическом регулировании вопроса прерывания беременности в ранние сроки, что, следовательно, они морально и юридически допустимы. Среди гаммы точек зрения, вокруг проблемы аборта, можно выделить три главные точки зрения: либеральную, консервативную, умеренную. Сторонники первой, либеральной точки зрения, подчеркивают и доказывают прежде всего право женщины на контроль над собственным телом, и склонны рассматривать аборт почти как то же самое, что отделение кусочка ткани из организма женщины. Поэтому отстаивается тезис, что аборт не является недопустимым с моральной точки зрения. Доказывается также, что плод может считаться человеком и иметь право на жизнь только тогда, когда он способен жить вне организма матери. Вторая, прямо противоположная точка зрения утверждает, что аборт всегда, во всех без исключения случаях, морально недопустим - точка зрения консервативная. Согласно этой точке зрения аборт, даже на самой ранней стадии развития зародыша, является лишением жизни невинного человеческого существа, и потому во всех случаях должен быть запрещен законом и недопустим с моральной точки зрения. Третья точка зрения - умеренная, пытается соединить в себе элементы обеих крайних точек зрения в смягченном варианте, и избегнуть нежелательных выводов, которые могут быть сделаны из них.

Все эти точки зрения подвергаются критике. Дебаты вокруг аборта продолжаются. Проблема аборта стала одной из центральных проблем современной этики и права, обсуждение этого вопроса на страницах многих книг и журналов. Проблема аборта позволила высветить целый комплекс сложнейших теоретических проблем не только этики, но и юриспруденции. И, если бы не дискуссии вокруг аборта, многие их этих теоретических проблем никогда бы и не возникли, не встали бы на повестку дня науки, не стали бы предметом ее анализа, а значит, не стали бы стимулом для ее развития.

Особое значение этой проблемы состоит в том, что она и практически-прикладная и, одновременно, глубоко-теоретическая. Происходит как бы двойной скачок в развитии теории: от практики к теории, затем от теории к практике, и далее вновь и вновь. Но только таким сложным и трудным путем можно добыть новое знание о самом таинственном и загадочном явлении во вселенной - человеке, о его жизни и смерти.

Список используемых источников

Искусственный аборт // Словарь Терминов ВРТ. Пересмотренный ИКМАРТ и ВОЗ словарь терминов ВРТ. www.who.int (2009).

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2007 N 736 (ред. от 27.12.2011) "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.12.2007 N 10807)//"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 9, 03.03.2008.—URL:https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=125799#AmtGJ1TKUwaDyWxa1.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 08.03.2022) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"//"Российская газета", N 263, 23.11.2011, "Парламентская газета", N 50, 24.11-01.12.2011, "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст. 6724 — URL:https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=411145&dst=100001#MSMmW0ToP8PrISsT1.

Просмотров работы: 399