Обучение иноязычной грамматике в средней школе - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Обучение иноязычной грамматике в средней школе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе возрастает роль международного образования, а свободная, образованная, творческая личность, готовая к межличностному и межкультурному сотрудничеству, провозглашается высшей ценностью. Сейчас необходимо, чтобы люди говорили на иностранных языках. Одним из аспектов изучения иностранного языка является грамматика, с помощью которой формируются навыки устного и письменного общения.

Эта тема особенно актуальна в современном мире, поскольку грамматический навык, как неотъемлемая часть речевой деятельности, является главной задачей обучения иностранному языку. Этот процесс особенно важен на среднем этапе, когда у учащихся есть алгоритм усвоения иноязычного материала.

В обучении иностранному языку средний школьный возраст соотносится с основным этапом, который, с одной стороны, является продолжением начального этапа, сохраняя его черты, а с другой - является новой ступенью в развитии коммуникативной компетенции(5).

На средней ступени школьник умеет мыслить не только конкретно, но и абстрактно и может обучаться устной речи не только при помощи визуальных, но и вербальных ситуаций, выбирать и комбинировать языковой материал и речевые образцы по заранее усвоенному способу действий.

Целью обучения иностранному языку в средней школе, согласно программе, является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения и читать несложные аутентичные тексты с целью извлечения информации о стране изучаемого языка, культуре и быте. Это предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, на котором происходят воспитание, развитие и образование школьников средствами изучаемого языка(3 с. 205).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основная цель обучения иностранному языку на среднем этапе - овладение учащимися способностью напрямую общаться с носителями языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения и читать простые аутентичные тексты с целью извлечения информации о стране изучаемого языка, культуре и повседневной жизни, что подразумевает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, на который направлен на воспитание, развитие и просвещение школьников средствами изучаемого языка, развитие коммуникативной компетенции. На среднем этапе изучения иностранного языка все это достигается за счет активного развития навыков чтения, монологической речи и письма.

Основной целью обучения грамматике в школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.

Грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания(7 с. 101).

Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что человек хочет сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения.

Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных навыков устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при прослушивании и чтении.

Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного общения(2 с. 305).

Поскольку грамматика включает в себя морфологию и синтаксис, морфологические и синтаксические речевые навыки также выделяются среди грамматических навыков.

Морфологические навыки обеспечивают правильное и автоматизированное формирование и использование слов в устной речи. К ним относятся, например, навыки правильного употребления личных окончаний глаголов и т.д.

Синтаксические навыки отвечают за последовательно правильное и автоматизированное размещение слов (порядок слов) во всех типах предложений в устной речи.

Для практических целей преподавания иностранного языка в средней школе задачей преподавания грамматики является формирование у учащихся грамматических навыков продуктивного и рецептивного видов речевой деятельности в рамках грамматического минимума, определенного программами. Коммуникативная цель преподавания грамматики в средней школе позволяет нам сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению в средней школе: он должен быть достаточным для использования языка как средства общения в пределах, установленных программой, и реальным для его усвоения в этих условиях.

При обучении иностранным языкам выделяют активный и пассивный минимум материала. Активный материал предполагает отработку для использования в продуктивных видах речевой деятельности, а пассивный служит лишь для узнавания при чтении и аудировании.

Отбор грамматического материала для активного грамматического минимума базируется на принципах тематико-ситуативной обусловленности и адекватного преставления грамматической системы языка(1 с. 472).

Отбор активного грамматического материала строится с учетом принципа распространенности его употребления в устной и письменной речи, а также принципа образцовости; многие грамматические явления, необходимые для речи, усваиваются как отдельные словоформы.

Принимая во внимание особенности при обучении детей грамматике, И.А. Мишакина рекомендует учителям опираться на то, что особенно ярко выражено у детей этого возраста, а именно на наглядно-образное мышление, воображение, способность к подражанию. Одним из проявлений творческого воображения является персонификация, т.е. наделение животных, предметов, отвлеченных понятий (например, грамматических явлений) человеческими качествами и свойствами, с чем мы часто сталкиваемся в сказках(4).

Сказка развивает воображение ребенка, что напрямую связано с развитием речи и эмоциональной сферы личности.

На уроке будет полезно использовать стихи и пословицы, так как это считается одним из наиболее эффективных средств передачи опыта при овладении иностранным языком. Стихи на иностранном языке оказывают положительное влияние с точки зрения нравственного и эстетического формирования личности. Анализ стихотворения, идея которого выражена в стихотворной форме, развивает творческие способности учащихся, учит их наблюдательности, рассуждению, побуждает их выражать свои мысли. Привлечение культурных материалов резко повышает мотивацию обучения, что очень важно, поскольку обучение без мотивации неэффективно(6).

Заучивание стихов развивает память. Кроме того, использование поэтических текстов помогает решать практические задачи при обучении иностранным языкам. Работая со стихотворением, студент видит сознательное использование лексики и грамматических конструкций для передачи мыслей автора и знакомится с различными функциями языка в общении(8). Таким образом, поэзия помогает в усвоении грамматических явлений иностранного языка, избегая чрезмерного теоретизирования. Встретив какую-либо новую грамматическую форму, ученик воспринимает ее. И если у ученика возникает потребность в этой грамматической форме, то он пытается ее запомнить, то есть первое действие, которое он совершает с новым грамматическим явлением, — это восприятие.

Принимая во внимание все вышесказанное, в процессе обучения иноязычной грамматике в условиях средней школы учет лингвистического компонента обучения заключается в правильном отборе грамматического материала, подлежащего усвоению. Психологический компонент реализуется в учете этапов формирования и совершенствования грамматических навыков в процессе обучения учащихся иноязычной грамматике.

Список литературы

Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) [Текст]/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – СПб. : Златоуст, 1997 – 472 с.

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.

Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – с. 305

Миролюбова А.А., Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 2001. - 205с.

Мишакина И.А. Сказка как один из премов формирования грамматических навыков немецкого языка. // ИЯШ. Вып.1. - М., 2008.

Пригоцкая И.Г. Стихи и рифмовки на уроках английского языка в V- VII классах. 2007.

Роль грамматики, её место среди аспектов языка [Электронный ресурс] URL:http://www.edufacts.ru/lefabs-677-1.html

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2002. – с. 101.

Статья по немецкому языку на тему грамматические игры на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/nemetskiyyazyk/library/2015/08/12/grammaticheskie-igry-na-urokah

Просмотров работы: 157