Важным и неотъемлемым аспектом обучения в любой форме обучения является контроль учебной деятельности студентов, в том числе тестовой, которая при обучении с использованием технологий дистанционного обучения становится одной из ведущих. В то же время возникает ряд психолого-педагогических проблем использования интернет-тестирования в дистанционном обучении. В связи с усилением роли информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе наблюдается тенденция перехода от традиционных форм мониторинга определения качества образования к компьютерному тестированию. Эффективность и осуществимость такого контроля с использованием этих средств во многом определяется качеством материала для тестирования, его целями, методологической обоснованностью их согласованности, систематическим характером его проведения и спецификой самой учебной дисциплины (3, c. 368).
Тестирование приобретает огромное значение на современном этапе преподавания иностранных языков. Процесс тестирования становится чрезвычайно популярным во всех частях мира в связи с появлением новых наций, лидеров и политических деятелей и укреплением экономических, научных и культурных связей между нациями мира. Объективные программы тестирования могут стать определяющим фактором подбора и расстановки кадров на должности, требующие реальных знаний иностранного языка (4, c. 90). Под тестированием в широком смысле понимается совокупность всех процедурных этапов (планирования, составления, апробации, обработки и интерпретации результатов, перепланирование, оформление и подготовка спецификаций, инструкций окончательного теста). В узком смысле тестирование рассматривается как форма контроля и обучения с помощью проведения и использования теста (1, c. 103).
Образовательный онлайн-сервис Online Test Pad - популярная платформа, которая применяется не только для тестирования по разным академическим дисциплинам, но и позволяет создавать различные виды заданий, включая кроссворды, опросники, логические игры. Разрабатывая тест на платформе Online Test Pad, можно не только протестировать иностранных слушателей, но и предоставить им возможность основательнее подготовиться к контрольным работам, экзаменам или зачётам. С помощью онлайн тестов представляется возможным провести экспресс проверку уровня усвоения материала по определённой теме (4, c. 90). В сервисе реализован инструмент внесения результатов за внешние задания. На сайте https://onlinetestpad.com в учётной записи создателя заданий доступны различные статистические отчёты для отслеживания процесса обучения с детализацией результата и тестирования: журнал успеваемости, прогресс выполнения, по элементам заданий, таблица результатов с возможностью пересчёта, таблица заданий, план-график заданий (2, c. 111).
Этот конструктор тестов позволяет создать свой тест (или экзаменационную работу на основе теста), раздать ссылку для прохождения студентам. Во время занятия, в период времени, отведённый для контроля знаний, обучающиеся выполняют задания, результат выполнения которых можно увидеть сразу после выполнения теста. Использование онлайн-тестирования позволяет получить статистику о результатах выполненных заданий за считанные секунды автоматически по каждому учащемуся, который принимал участие в тестировании. Такие статистические данные позволяют сделать анализ для формирования стратегии дальнейших действий, так как у преподавателя имеется возможность зайти в систему онлайн-тестов со своей учётной записи и получить всю информацию о работе и результатах каждого обучаемого. Тестируемый может пройти тестирование в удобном для него месте, в котором имеется доступ в интернет, и получить результаты дистанционно, что особенно важно в условиях дистанционного обучения, связанного с эпидемиологической ситуацией в стране (2, c. 111).
Таким образом, у преподавателя появляется возможность быстро увидеть результаты теста, которые отражают степень усвоения полученных знаний. Результат оценки знаний с помощью онлайн-тестирования позволяет преподавателю дать обучаемому нужные рекомендации по улучшению качества его подготовки. Оперативное получение объективной картины успеваемости и возможность своевременно скорректировать учебный процесс «способствует повышению эффективности данного метода обучения» (2, c. 111).
В рамках исследования и проверки возможностей онлайн-сервиса был создан тест по теме «Past Simple» состоящий из 13 вопросов, в котором участвовали 10 человек.
Были использованы следующие типы вопросов:
Одиночный выбор – тип вопроса, в котором пользователь выбирает только один вариант ответа из представленного списка (4, c 92); (Whatisthepastsimpleformoftheverb (infinitive));
Множественный выбор – тип вопроса, в котором пользователь выбирает один или несколько вариантов ответов из представленного списка (4, c 92) (Whichverb(s) is (are) irregular?);
Ввод текста – на заданный вопрос необходимо ответить словом или предложением (TranslatethefollowingsentenceintoEnglish (Russian)
Заполнение пропусков – тип вопроса, в котором пользователь должен соотнести между собой варианты ответов. На данный тип вопроса испытуемые получили правильные ответы, предоставляя возможность быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний, в нашем случае – в области РКИ (4, c 92) (UsetheproperPastSimpleforminthefollowingsentences)
Установление соответствий – в данном типе вопроса необходимо установить последовательность слов (LinktheinfinitiveofaverbwithitsforminPastSimple)
Ответ в свободной форме – необходимо ответить на заданный вопрос развернуто, уложившись в максимальное количество слов. Данный тип вопроса преподаватель должен проверить лично. (Writefiveirregularandfiveregularverbsyouknow)
Голосовой ответ – в данном типе вопроса необходимо ответить на заданный вопрос голосом с помощью микрофона. Данныйтипвопросапреподавательдолженоценитьлично. (say 3 Past Simple verb forms of the infinitives below)
Как и любой другой, данный сервис имеет свои достоинства и недостатки.
Главным преимуществом Online Test Pad является то, что он представляет собой бесплатный универсальный конструктор, с помощью которого преподаватель может создать разнообразные тесты, кроссворды, сканворды, опросники. Они дают возможность не только проверить знания обучаемых с помощью тестов, но и подготовиться к экзаменам, контрольным работам и зачётам. По результатам проведения тестов можно сразу дать рекомендации. Кроме этого, Online Test Pad предлагает возможность использовать готовые онлайн-тесты из разных областей науки. На сайте https://onlinetestpad.com есть информация о том, что Online Test Pad «позволяет составлять списки участников теста с возможностью добавления по одному или загрузкой из файла», а также объединять пользователей в группы, а группы – в более крупные организации. Кроме того, это удобный и гибкий инструмент для разработки различных видов учебных материалов (текстовые работы, pdf-файлы, youtube-видео) с возможностью упорядочивания по каталогам. В качестве заданий для выполнения могут быть использованы как собственные, так и общедоступные тесты, кроссворды, логические игры в любом количестве, а также их комбинация (2, c 110).
Самым главным недостатком как данной, так и других онлайн-платформ является отсутствие самого педагога в процессе обучения.
А еще одним существенным недостатком сервиса является реклама, которую обучающиеся будут видеть при работе с предоставленными учебными материалами, однако данная проблема решается при наличии блокировки рекламы в браузере (5, c 25).
Подводя итоги можно сказать, что онлайн-сервис тестирования Online Test Pad несомненно является одним из лучших в обучении школьников иностранным языкам. С помощью данной платформы можно не только осуществить контроль знаний ученика, с помощью гибко настраиваемых вопросов, но и взаимодействовать с учеником посредством некоторых заданий.
Благодаря заданиям, на которые нужно ответить голосом, учитель может удостовериться в правильном произношении ученики или же наоборот, услышать ошибки в его речи и проделать работу, способствующую их устранению. Задания с развернутым ответом помогут учителю уловить мысль ученика и увидеть каким типом мышления он обладает, а иногда даже выявить его личностные проблемы.
Однако никакая онлайн-платформа не сможет заменить учителя. Учитель – это не просто человек, который преподает свой предмет. Учитель – это кладезь знаний, который одаряет своей благодатью любого, кто жаждет погрузиться в глубь чего-либо и познать свои границы.
Таким образом, онлайн-сервис Online Test Pad является хорошим способом контроля знаний ученика и интересным средством для того, чтобы разнообразить рутинные задания. Благодаря помощи педагога и использования данной онлайн-площадки, определенно, можно будет заметить улучшения в знаниях учеников.
Список литературы:
Маслова, О. В. Онлайн-тестирование как форма электронного обучения иностранному языку и контроля знаний/ О. В. Маслова, Т. Е. Медведева, А. Г. Пятков // Решетневские чтения. – 2014. – №18. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-testirovanie-kak-forma-elektronnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-i-kontrolya-znaniy (дата обращения: 17.09.2022).
Еремина, В. М. Использование платформы Online Test Pad как средства электронного тестирования на занятиях иностранного языка в условиях дистанционного обучения/ В. М Еремина, Е. И Холмогорова, Д. О. Еремин // «Учёные записки Забайкальского государственного университета». – 2021. - Т. 16, № 1. С. 108–117.
Саидмуратова, У. Р. Тестирование как метод контроля и мониторинга знаний при обучении иностранным языкам в дистанционном образовании / У. Р. Саидмуратова // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 368-370. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58933/ (дата обращения: 18.09.2022).
Заец, А. В. Платформа Online Test Pad через призму современных инструментов дистанционного обучения/ А. В. Заец, О. О. Чичан, Н. А. Бааджи // Актуальные проблемы довузовской подготовки: материалы IV междунар. науч.-метод. конф. / под. ред. А. Р. Аветисова. – Минск, 2020. – С. 89-92
Миркина, Ю. З. Развитие рефлексивных умений обучающихся с использованием образовательной онлайн платформы/ Миркина, Ю. З. Сучок А. А. // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». – 2021. – №3 (11) / сентябрь – С. 23-32. – URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/30cent2021/kvo303/ (дата обращения: 17.09.2022)