ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Левшина Н.И. 1, Талипова Л.О. 1
1ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Детский сад­– это социальная среда, в которой ребенок проживает свою жизнь в тесном взаимодействии с другими детьми и взрослыми, контакты с которыми с возрастом становятся все важнее. В старшем дошкольном возрасте все активнее развивается совместная деятельность. Коллективная работа вытекает в то, как дети относятся друг к другу, поддерживают ли хорошее взаимоотношение, умеют ли договариваться в игре и в любой другой деятельности, приходят ли к общим целям, прислушиваются ли к интересам других, помогают ли в трудных ситуациях.

В ФГОС дошкольного образования указано, что одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является умение разрешать конфликты. Задача педагога заключается в создании условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста [2].

К проблеме конфликтного поведения в дошкольном возрасте обращались отечественные исследователи : Д.Б. Эльконин А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский, В.С. Мухина, М.И. Лисина, Е.А. Кудрявцева, М.С. Лисецкий, В.Н. Лозоцева, Е.В. Рыбак и другие.

Дошкольный возраст – важный этап в становлении ребенка. Это период, когда дети осваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают взаимосвязи с взрослыми и сверстниками.

Игра – источник радости для любого ребенка, однако она может стать и источником разногласий, споров. Конфликт свидетельствует о наличии противоречия между сверстниками и объективными возможностями ребенка в игре, несформированности игровых навыков, неумении понять роль игрового партнера и язык игры [1, с. 32].

Игра – это особая форма освоения действительности по ориентации в смыслах жизни, форма организации детской жизни, носящая самодеятельный и творческий характер, в ней ребенок делает первые шаги к самостоятельной жизни. Особую роль игра имеет в старшем дошкольном возрасте детей. Этот возраст является окончательным периодом дошкольного детства.

Конфликтность, нарушение в общении и обособленность – причины слабой адаптации ребенка в окружающем мире, а также признаки серьезных эмоционально-личностных проблем в дальнейшем будущем [3, с. 45].

Общение детей друг с другом предполагает возникновение различных конфликтных ситуаций. Они могут возникать совершенно по разным поводам. Так, например, у детей младшего возраста конфликты часто возникают из-за игрушек, у среднего возраста из-за ролей, а в старшем дошкольном возрасте ссоры часто возникают из-за несоблюдения правил игры. Все эти ссоры – естественное явление, которое зачастую не требуют вмешательства со стороны взрослых. Таким образом ребенок методом проб и ошибок учится взаимодействовать со сверстниками, со взрослыми, без этого ему просто не обойтись. В конфликтных ситуациях ребенок учится самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Не секрет, что дети чаще всего ссорятся из-за игрушек. Ребенку очень тяжело поделиться с тем, что он считает своей собственностью, и покушение на его игрушку он воспринимает как покушение на собственную безопасность, вторжение в его личное пространство. Воспитателям, прежде чем обозвать ребенка «жадиной», «плохим мальчиком» или девочкой следует осознать права ребенка на его личную собственность и попытаться разрешить данную конфликтную ситуацию. Задача взрослого в данной ситуации, не критикуя ребенка научить некоторым правилам общения, друг с другом, которые позволят ему выразить свои чувства, выслушать желания другого научат договариваться и уступать.

Наблюдая за детьми можно заметить, что каждый из них по-разному ведет себя в конфликтной ситуации, одни применяют силу, другие используют коммуникативные навыки, чтобы уладить спор мирным путем. Такие способы разрешения конфликта называются деструктивным и конструктивным. Деструктивный метод предполагает агрессивное поведение («Сейчас всех побью и они будут со мной играть), привлечение других средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, пусть он всех отругает), либо уход из конфликтной ситуации («Не буду с ними играть»).

Конструктивный же метод предполагают разрешение конфликта мирным способом («Давай поиграем в другую игру»). Игра как средство профилактики конфликтов у дошкольников нацелена на то, чтобы помочь детям осознать мотивы своего поведения. В игре приобретается опыт взаимоотношения друг с другом, решаются проблемы в отношениях [4, с. 56].

Профилактика конфликтов у детей будет успешна, если педагогами будут учитываться возрастные и психологические особенности детей, а также факторы, влияющие на возникновение конфликта. Для получения наилучшего результата от игр очень важно привлекать родителей детей. Это способствует наибольшему сплочению внутрисемейных отношений. В совместной игре родители как бы заново открывают для себя собственных детей, познают их внутренний мир, отношения в семье становятся более теплыми и дружескими.

Игра – это отражение реальности, в которой живет ребенок. В игре дети передают все, что происходит в их жизни. Если присмотреться или прислушаться к тому во что играют дети можно увидеть, как девочка бережно баюкает куклу-малыша, нежно напевая ему колыбельную, или как мальчик, играя в солдатиков, четко отдает им указания. Для профилактики конфликтов важно педагогу использовать разные виды игр: сюжетно-ролевые игры с обязательным наличием проблемной ситуации («Куклы поссорились», «Почему Мишутка обиделся?», «Маша — жадина», «Как Оля и Соня научились дружно играть» и др.); интерактивные игры(игры на взаимодействие);

Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети, педагоги, родители перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения. Позитивный смысл конфликтасостоит в раскрытии для дошкольника его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления и разрешения конфликта.

Список использованных источников:

Кудрявцева, Е. А. Преодоление конфликтов в игре как средство позитивной социализации дошкольников / Е. А. Кудрявцева. – Текст : непосредственный // Детский сад : теория и практика. – 2016. – №3. – с. 78-85.

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : 2013. – Текст: непосредственный.

Шумилин, А. П. Межличностные конфликты в дошкольном возрасте / А. П. Шумилин. – М. : МГУ, 2016. - 121 с. – Текст: непосредственный.

Михайленко, Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — 3-е изд., испр. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. — 96 с. : ил. – ISBN 978-5-904347-03-1. – Текст: непосредственный.

Зинченко, В. Большой психологический словарь / ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – М. : АСТ, 2009. – 816 c. : ил. – ISBN: 5-93878-086-1. – Текст : непосредственный.

Просмотров работы: 110