Современные дети отличаются восприятием информации окружающего мира. Как с учетом психологических особенностей, личностных характеристик донести информацию до детей старшего дошкольного возраста? Что может предложить педагог? Нас заинтересовала тема использования комиксов для развития восприятия современных дошкольников.
Рассмотрим что же такое комикс. Комикс - это смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности, рисованная история или рассказ в картинках и т.п.
«Комикс – небольшая, наполненная иллюстрациями книжка лёгкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями», - говорит нам Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
Комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство. Существует много определений комикса, все они в целом сводятся к тому, что комикс - это серия изображений, в которой рассказывается какая-либо история.
Большинство нынешних, современных комиксов утратило комическую природу. Сформировались основные тематические разновидности:
комиксы о «диком Западе» («Westerners»),
о похождениях суперменов,
о приключениях в джунглях,
о животных,
о преступлениях (самая «массовая» разновидность),
о войне,
«любовные»,
научно-фантастические,
псевдоисторические комиксы,
а так же комиксы, сжато и упрощенно перелагающие произведения классической литературы.
Интересна история развития комиксов на основе России и др. стран. Комиксы – типично американское искусство, точно так же, как блюз и мыльные оперы. Большинство россиян, которых еще в школе приучили к тому, что население Москвы и пригородов – самое духовное и читающее, привыкло говорить о комиксах с большим скепсисом.
Но за семьдесят лет своего существования «комик-стрип» (юмористическая полоска) мутировала в весьма сложные жанры и дает работу огромному количеству художников, писателей, а также мозгам потребителей.
На сегодняшний день в России сложилось негативное отношение к комиксам, во многом именно из-за того, что они в своем большинстве изображают непристойные и неблаговидные сюжеты. Впрочем, это беда всего современного, зачастую бездуховного искусства, и тут комиксы ничем не лучше и не хуже. Все опять же зависит от того, кто, как и зачем создает произведение искусства.
Комиксы получили такое название от американской фразы: «comics strips», «комические полоски». Так в начале 20 века в Америке назвали короткие юмористические истории, выражаемые в 6-8 картинках и печатавшиеся в газетах. Потом эти полоски объединяли и выпускали в виде книги. Возможно, изначально комиксы были юмористические, как и потом мультфильмы. Однако довольно быстро художники начали изображать в комиксах не только юмористические сценки, но и серьезные истории, такие же, как и в фильмах и в литературных рассказах. Но название осталось. И к нам оно пришло из Америки, поскольку наши советские критики, говоря (и часто справедливо) об ужасах загнивающей культуры на Западе, применяли и этот термин, не переводя его с английского языка. И вот так комиксы стали ассоциироваться у нас с низменным юмором, упрощением литературы и так далее.
Однако надо всегда различать справедливые претензии к комиксам в плане их содержания, которое не всегда нас должно удовлетворять, с собственно видом искусства.
То, что мы называем комиксами, в мире вовсе не везде называется «комическими полосками», и во многих языках народов мира этот вид искусства не несет в себе уже определения «комическое». Из ярких примеров можно привести японские комиксы. Они называются «манга», что в переводе значит «зарисовки», оттого, что в начале 20 века один японский художник, делая наброски, выстроил из них в своей тетради последовательный сюжет. Манга очень популярна в Японии, и сама Япония уже не мыслима без манги.
В Югославии и Болгарии художники решили назвать свои комиксы «стрипами», по второму слову в английском названии жанра, чтобы также отделаться от его юмористического определения.
Что же касается других, то бурное распространение комикса, отмечаемое во многих странах Европы, в Японии, Латинской Америке, действительно можно рассматривать как успех американской культуры. Среди европейской интеллигенции считается хорошим тоном ее не любить. Напротив, creme de la сгёте' европейской интеллигенции, ее элита, американскую культуру обожают. Нечто подобное случилось когда-то с Францией, когда мир был свидетелем экспансии французского романа (включая его бульварный вариант).
Обозначим использование комиксов с учетом психологических особенностей детей 5-7 лет. В исследованиях А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова и других ученых показано: для ребенка дошкольного возраста существуют особые формы опосредования, которые носят образный характер. Так, установлено, что основная линия развития восприятия — это усвоение детьми особого рода социально выработанных средств: сенсорных эталонов и опосредуемых ими перцептивных действий, то есть действий восприятия. Исследования позволили Л.А. Венгеру разработать концепцию развития способностей, согласно которой одна из существенных сторон развития ребенка — развитие его способностей, понимаемых как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для него средств. В отличие от знаний, умений и навыков способности имеют непреходящее значение для человека. Более того, существуют особые периоды, когда ребенок наиболее чувствителен, сенситивен к развитию определенных видов способностей.
Дошкольный период – возраст образных форм сознания, и основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период, - образные: сенсорные эталоны, символы, знаки (разного рода наглядные модели, схемы, планы и тому подобное). Развитие ребенка происходит в присущей ему деятельности – конструировании, рисовании и, прежде всего, в игре. С одной стороны, игра сама по себе имеет особое значение для развития ребенка, и взрослому принадлежит существенная роль в ее становлении, с другой – игра и игровые приемы – неотъемлемая часть обучения детей дошкольного возраста.
Для ребенка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, то есть обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, осуществляемые с помощью образных средств, как указывает В.В. Давыдов, опираются прежде всего на наглядные представления ребенка. Поэтому основным в образовании дошкольника является организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств – эталонов, символов, условного заместителя, моделей. Характерными для ребенка видами деятельности в процессе его умственного развития являются восприятие, наглядно-образное и продуктивное (творческое) воображение. Лишь к самому концу дошкольного детства в сложных видах совместной сюжетно-ролевой игры начинают складываться условия, способствующие возникновению словесных, вербально-логических форм мышления.
Рассмотрим комиксы в детских журналах.Многие родители не покупают малышам журналы, потому что уверены: подобных не существует. Или, что тоже не редкость, считают, что в младшем возрасте достаточно обычных детских книг. Довольно часто первый журнал в жизни ребенка появляется только в 5-7 лет, когда мамы с папами начинают задумываться о поступлении их чада в школу.
Тем не менее, многие издающиеся сегодня детские журналы рассчитаны на малышей 2-3 лет. Кроме того, психологи и педагоги считают, что для ребенка младшего возраста журнал иной раз во многом интереснее и познавательнее, чем детская книжка. Журналы знакомят ребят с произведениями детской художественной литературы. В них не только стихи, рассказы, сказки, знакомые с детства, но и ранее неизвестные произведения классиков детской литературы, творения современных писателей и поэтов, познавательные и поучительные статьи, новые истории про любимых детьми героев. Так что журнал - большой помощник в формировании у малыша литературных вкусов и приучении его к красоте родного слова.
Журналы для детей существуют уже не одно столетие. Первый журнал появился в конце XVIII века в Германии с названием, не имеющим ничего общего с детской литературой, - «Лейпцигский еженедельный листок». С того момента детские журналы начинают повсеместно появляться в Западной Европе и США.
В России первый детский журнал вышел в 1785 году – «Детское чтение для сердца и разума» (кстати, этот журнал издается и сегодня). Его основателем был Н.И. Новиков - великий русский просветитель и писатель. Затем появились журналы «Подснежник», «Детское чтение», «Родник», «Рассвет» и другие. В них печатались лучшие произведения русской и мировой литературы, и издавались они в основном для юношества [1, 2].
Обозначим последовательность обучения детей работе с серией картинок. Для подготовки детей к обучению работе с серией картинок необходимо научить анализировать реальные ситуации из их жизни. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность совершаемых действий. Например, в процессе умывания воспитатель спрашивает:
- Что мы сейчас делаем? - Намыливаем руки.
- Что вы делали до этого? - Открыли кран с водой.
- Что вы будете делать после того, когда намылите руки? - Будем смывать мыло под струей воды. Закроем кран и вытрем руки полотенцем.
- Зачем мы все это делали? - Чтобы руки были чистые перед едой.
Цель таких бесед: научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно - следственные связи и видеть результат.
В качестве подготовки может служить работа с анализом причинно - следственных связей в литературных произведениях. После чтения литературного произведения педагог совместно с детьми производит «раскадровку» содержания текста (с опорой на иллюстрации).
Например, сказка В.П. Катаева «Цветик-семицветик» представляет слудующим образом:
Кадр 1: Женя бросилась догонять собачку.
Кадр 2: Старушка показывает Жени в саду цветик-семицветик
Кадр 3:Женя загадывает у цветика-семицветика очутилась дома и так далее.
Последовательность действий обсуждается на основе вопросов к детям:
- Кто изображен;
- Что он делает;
- Какая цель этого действия,
- Добился ли герой этой цели.
Как выглядит система творческих заданий по обучению работе с серией картинок детей 5-7 лет. Обучение детей работе с серией картинок необходимо организовывать в форме игр «Умники и умницы», «Угадай-ка», «Сыщики», «Режиссеры фильма». Не целесообразно говорить ребенку такие фразы: «Сейчас ты должен разложить картинки в нужной последовательности», «Мы вместе разложим картинки правильно».
Установлено, что такие фразы не стимулируют интерес ребенка к данному виду деятельности. Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определенной последовательности. Каждый шаг алгоритма имеет свою цель, игровое действие. Воспитатель переходит к следующему шагу алгоритма только в случае освоения ребенком предыдущего задания [3].
Приведем пример. «Определи время событий».
Цель: научить детей определять время событий, происходящих на картинках.
Игровое действие: предложить детям определить время года или части суток на каждой картинке.
Представим оптимальные методические рекомендации для педагогов:
- важно подбирать серию картинок, где сюжет разворачивается в определенном временном отрезке («Кошки, пытающиеся поймать воробья» - светлое время суток и теплый период года);
- целесообразно принимать ответы детей типа: «Это день» и «Это лето»;
- оптимально детям предлагать серии картинок со сменой событий во времени (серия «Выращиваем помидоры»);
-необходимо в случае затруднений в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года или частей суток.
Таким образом, мы:
- рассмотрели что же такое комикс;
- рассмотрели историю развития комиксов на основе России и др. стран;
- обозначили возможность использования комиксов с учетом психологических особенностей детей 5-7 лет;
- представили комиксы в детских журналах;
- уточнили последовательность обучения детей 5-7 лет в работе с с использованием творческих заданий с картинками.
Список используемых источников
https://coollib.net/b/381127-detskiy-zhurnal-komiksov-mikki-maus-mikki-maus-189/read
https://soviet-life.livejournal.com/3089948.html
https://sinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/000_lekcii_pedagog_02/780.htm