Урок иностранного языка должен включать в себя разные виды деятельности. Каждый учащийся должен быть вовлечен в процесс. Именно активное участие в процессе урока формирует у ученика интерес к предмету.
Каждый учитель хочет сделать свой урок более интересным и запоминающимся, но не всегда это получается. К сожалению, современных детей не привлекает традиционный подход к обучению, из-за чего на занятии может стоять шум или наоборот - тишина.
Для того чтобы урок был более качественным, эффективным и интересным для детей стоит использовать различные игры и игровые упражнения. Игры, применяемые педагогами на уроках, развивают и сохраняют интерес учащихся к предмету, придают урокам атмосферу поиска и творчества, ослабляют напряжение и благотворно сказываются на эмоциональном состоянии учащихся.
Использование игр в процессе обучения иностранному языку объясняется не только стремлением учителя разнообразить учебный процесс, заинтересовать школьников, но и тем, что игровые технологии сегодня являются одними из инновационных.
Несмотря на то, что игровой подход кажется очень новым подходом в образовании на сегодняшний день, этот вопрос поднимался во многих работах отечественных ученых. Так, Эльконин пришёл к выводу о том, что игра приближает ребенка к естественной коммуникации (5).
Современные дети отлично разбираются в различных гаджетах, поэтому можно применять на занятиях онлайн-игры или тесты. Также стоит отметить, что игровой процесс должен правильно мотивировать детей. Во время уроков они в первую очередь должны получать знания, анне стремиться выиграть своих одноклассников.
В связи с активным использованием игр на занятиях, появилось новое понятие «геймификация». Что это такое? И чем оно отличается от игрового обучения?
Г. Зихерман определяет геймификацию «как процесс использования игровых механик и игрового мышления для решения неигровых проблем и вовлечения людей в какой-либо процесс». А по определению Кевина Вербаха,геймификация – это внедрение приемов, характерных для компьютерных игр, в неигровые процессы(1).Таким образом, геймификация делает классический подход более лёгким и понятным.
Стоит различать геймификацию и игровое обучение. Игровой подход — это обучение в рамках конкретной игры, а геймификация — применение игровых методик в повседневных процессах ради повышения мотивации(2).
Геймификация (игрофикация) отличается от игры тем, что у неё отсутствует характеристика «просто для забавы», то есть она подразумевает наличие внеигровой серьёзной цели и отсутствие геймплея. Термин «геймплей», включающий в себя различные совокупности методов и правил взаимодействия игрока с игрой, широко используется в игровых сообществах. И хотя в русском языке существует слово «играбельность» как возможный перевод слова gameplay, чаще всего используются простая транслитерация: «геймплей»(1).
Геймификация образования – естественный этап развития, связанный с внедрением технологий в обычную жизнь и активизацией поколения, которое понимает игру и хорошо откликается на ее механизмы. Так достигается цель игрового обучения – получить и научиться применять знания (а не пройти этап или получить хорошую оценку) (3).В практике геймификации большое внимание уделено эмоциональному вовлечению пользователя и его поощрению. Для этого могут быть использованы разные механики: развитие виртуальных навыков, шкалы прогресса, рейтинговая система, развитие игрового персонажа, постепенное открытие новых обучающих элементов и даже надоевшие всем бейджики. Важно, что геймификация – это не создание полноценной игры, а только использование определенных элементов. За счет этого создается больше гибкости и большее соответствие желаемым целям.
Все черты геймифицированного образовательного процесса объединяются исследователями в следующие четыре аспекта – динамичность – удержание внимания учащихся и ожидание их реакции; механика – элементы компьютерных игр – очки, статусы, награды и пр.; эстетика - создание благоприятного впечатления и вовлеченности игроков; социальное взаимодействие - характерное для компьютерных игр (4).
Из чего состоит процесс геймификации? Геймификация строится на нескольких принципах. Первый из них – мотивация. Перед ним должна стоять конкретная цель, которая двигает его вперед. При этом должна работать именно внутренняя мотивация, а не внешняя. При использовании геймификации стоит учитывать тот момент, что она не является важным фактором мотивации для всех, потому что некоторые студенты не любят конкурировать со своими одноклассниками(1). В случае использования геймификации на уроках иностранного языка, мотивацией служит изучение новых лексических или грамматических единиц.
Второй принцип – статус. Он тесно связан с мотивацией. Чем больше учащийся выполняет, тем более сильным становится его персонаж или более высоким становится его уровень, например, в рейтинговой таблице класса или школы. Соответственно, учащиеся, имеющие меньший статус, будут стремиться догнать остальных, изучая дополнительно информацию по теме пройденного урока.
Третий принцип – вовлеченность. Вовлеченность может быть рассмотрена как внимание ученика к задаче и поглощенность этой задачей, сами же задачи даются учителем. Геймификация увеличивает вовлеченность учащихся, а также их участие в жизни класса. Однако вовлеченность и участие зависят от нескольких факторов. Во-первых, влияние геймификации на вовлеченность учащихся зависит от того, как мотивирован учащийся: внутренне или внешне; во-вторых, участие расширяется главным образом, когда учащиеся могут выбирать между геймификацией и традиционными методами.
Четвертый принцип – вознаграждение. Чем сложнее уровень, тем больше поощрений. Посколькув изучении иностранных языковграмматический аспектдается сложнее, то грамматические уровни в игре должны оцениваться большим количеством баллов, чем лексические. Вознаграждение — один из ключевых принципов геймификации. Дополнительное вознаграждение мотивирует учащегося действовать быстрее, лучше и дает дополнительный интерес. К примеру, освобождение от одной домашней работы для лучшего ученика помогут усилить мотивацию.
Последним, пятым принципом является сам результат. Любая геймификация должна вызывать положительный результат. Геймификацияпредопределяетэмоциональноеизменение, потому что вероятность неудачи невысока; напротив, повторные неудачи позволяют узнать что-то другое и новое. Эти положительные результаты в когнитивных, эмоциональных и социальных областях также должны оказывать положительное влияние на производительность учащихся и их баллы, что говорит о том, что частая, значимая и быстрая обратная связь может улучшить результаты обучения.Это значит, что плохой результат в языковой игре не должен быть оценен плохой оценкой, должен появиться дополнительный уровень, связанный с проходимой темой, который учащийся проходит, усваивая материал повторно и набирая дополнительные баллы(2,3).
Исходя из этого, мы видим, что геймификация имеет ряд преимуществ. Как же мы можем использовать её на уроках иностранного языка? На сегодняшний день существует большое количество онлайн-сервисов для изучения иностранных языков, большое количество учебников сегодня имеют своих собственные мультимедийные приложения или игры, которые прилагаются на диске к учебнику. Так, например, УМК по английскому языку Сюзанны Симмонс «FamilyandFriends»включает в себя не только учебники, но и сборник мультимедийных ресурсов «MultiRoom», а также программу для работы на интерактивной доске. Учителю не придется что-то придумывать, данные ресурсы можно скачать в интернете или найти их на диске, который прилагается к УМК.Также онлайн-сервисы WordWall, Worksheets, MindMap позволяют учителю сделать задания для учащихся самостоятельно, а Duolingo, Lingualeo,Учи.ру предлагают уже готовые интерактивные познавательные уроки для развития языковых компетенций.
Хороший геймифицированный курс поможет ученикам комфортно чувствовать себя на уроке, а самое главное запомнить как можно больше новой информации. Для учителя геймификация– это, в первую очередь,удобство в использовании. Ему не нужно ломать голову о том, как лучше спланировать урок, а также тратить время на подготовку игры.
Однако есть ученые, которые говорят об ограничениях геймификации: учебная работа может превратиться просто в игру, дети не будут воспринимать материал серьёзно; некоторые игры лучше подходят для того, чтобы побудить учащегося только работать с концепциями и понятиями, а не усваивать их значение; одних игр недостаточно для обеспечения эффективности обучения; изучение трудных моментов не может быть преодолено только с помощью игр, т.е. педагог должен дополнительно объяснять тему, которую проходят учащиеся(1).
Кроме того, стоит отметить ряд преград, мешающих использовать геймификацию в учебном процессе. На сегодняшний день не каждая школа имеет должное материальное обеспечение, поэтому, не имея в классе компьютера и проектора, учитель не сможет применить интерактивные игры. Несмотря на век компьютерных технологий, есть дети, которые не умеют пользоваться компьютером или телефоном или их родителя не разрешают им делать этого, в таком случае мы не можем быть уверены в том, что геймификация будет им интересна.
Несмотря на это, интерес к геймификации возрастает. Использовать онлайн-сервисы при изучении иностранных языков учащийся может не только в школе, но и дома самостоятельно, т.к. они не требуют много времени для проверки и особой обстановки. Игра является более доступным материалом для ребенка при изучении. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое.
Список литературы
Караваев, Н.Л. Совершенствование методологии геймификации учебного процесса в цифровой образовательной среде/ Н. Л. Караваев, Е. В. Соболева. – Киров: Вятский государственный университет, 2019. – 105 с.
Карасева, Л.А. Геймификация: как игровой подход помогает в обучении и на работе / Л.А. Карасева // Новости дня в России и мире – РБК [сайт] – 2021. – URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/605c6f2f9a79473a61646994 (дата обращения 6.10.2022).
Преснякова, М.В. Геймификация в образовании: виды, компоненты, примеры / М.В. Преснякова // Центр дистанционного образования в России: ВУЗ24 [сайт] – 2020. – URL: https://vuz24.ru/news/fakty-i-sobytiya/gejmifikaciya-v-obrazovanii-vidy-komponenty-primery (дата обращения 7.10.2022).
Салихова, К.А. Повышение мотивации на занятиях по иностранному языку у студентов неязыковых специальностей с помощью геймификации/ К.А. Салихова // Наука и образование в современном вузе: вектор развития: сб. материалов науч.-практ. конф. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2021. – 230 с.
Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва: Просвещение, 1987. – 135с.