Современные подходы к возрастной характеристике детей на этапе завершения дошкольного образования - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Современные подходы к возрастной характеристике детей на этапе завершения дошкольного образования

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные требования к социально-нормативным характеристикам возможных достижений ребёнка в возрасте завершения им дошкольного образования изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем определены целевые ориентиры как основы преемственности двух этапов образования – дошкольного и начального общего, предполагающие формирование у ребенка предпосылок к его будущей учебной деятельности в школьной образовательной среде [5].

Целевые ориентиры дошкольной ступени образования представлены в виде возрастных характеристик ребенка, которые отражают идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей. Отметим, они не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования и уровня развития самого ребенка, так как степень соответствия особенностей ребенка возрастному портрету может быть выявлена только при определенных условиях.

Для ребёнка старшего дошкольного возраста характерно: положительное отношение к себе; уверенность в своих силах; открытость внешнему миру.

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, общении, при решении элементарных группы бытовых задач. Он охотно общается со взрослыми и сверстниками. Обсуждает    возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему, участвует в совместных играх и занятиях. Ключевыми характеристиками игры, по определению Л.С. Выготского, являются воображаемая ситуация и двупозиционность в ее реализации [3].

Он проявляет доброжелательное внимание к окружающим, стремится оказать помощь, поддержку другому человеку, учитывает мнения, желания партнеров по общению. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, умеет отстаивать свою точку зрения, свободно выражает свои чувства и предпочтения; не боится неуспехов и неудач; уважает достоинство других.

Ребёнок легко выбирает себе род занятий, партнеров по совместной деятельности. Он способен к созданию и воплощению собственных замыслов, стремится к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Воображение и фантазия ребенка особенно ярко проявляются в ролевой и режиссерской игре: он может придумать новый сюжет, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. Ребёнок использует разнообразные выразительные средства в рисовании, пении, танцах театрализованных постановках. Он с удовольствием фантазирует, сочиняет сказки, играет со словами и звуками, придумывает новые рифмы.

Ребёнок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает ко всему   новому, неизвестному, задает взрослым множество вопросов о своих близких и самом себе, о далеком прошлом и будущем, об устройстве мира. Ребенок строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и удивляется собственным «открытиям». Он любит наблюдать за жизнью растений и животных, за явлениями природы, собирать коллекции. Ребенок с увлечением слушает рассказы познавательного содержания, рассматривает иллюстрации.

Особым объектом освоения становится для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает.  Ребенок может видоизменять ранее усвоенные образцы движений применительно к новым условиям, придумывать новые движения; его движения приобретают произвольный характер.

Ребенку так же доступна произвольная регуляция поведения. Он может следовать инструкции взрослого, правилам в играх, действовать по заданному образцу, планировать свою деятельность, подчинять свои действия социально принятым нормам поведения. Волевое начало ребенка проявляется в продуктивных видах деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, концентрировать усилия на получении качественного, хорошего результата, при необходимости устраняя ошибки и недоделки. Ребенок испытывает чувство ответственно перед самим собой и другими за начатое дело, данное обещание.

Он бережно относится к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в области отношений с другими людьми. Компетентность проявляется не только в том, что ребенок обладает знаниями, умениями и навыками, но и способен применять их для самореализации и саморазвития в различных сферах деятельности.

Так, Л. С. Римашевская и А. Н. Атарова рассматривают разные виды совместной деятельности детей, благодаря которым они получают опыт общения со сверстниками и взрослыми людьми в группе детского сада, представляющей раннюю форму социальной организации. Выполненное авторами на основе методологии субъектного и гуманистического подходов эмпирическое исследование самостоятельности ребенка дошкольного возраста показало, что основу субъектных проявлений его личности составляют начинающие формироваться в этом возрасте ценностные ориентации, избирательность общения в интересах совместной деятельности и на основе привлекательности положительных качеств партнера, свобода выбора в общении, исходя из их личных и деловых мотивов, приобретенный успешный опыт в общей деятельности, готовность к самостоятельным действиям в общении и деятельности [4].

Важным психологическим новообразованием дошкольного возраста (после воображения) является готовность ребенка к обучению в школе. Содержание понятия «готовность к школьному обучению» развивалось благодаря работам Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и многих других авторов отечественной психолого-педагогической школы, заложивших методологические основы современного дошкольного образования. Классические теории, обосновывающие многокомпонентность готовности к школьному обучению, дополняются научными исследованиями и методическими приемами по формированию личности, мотивации и способностей в основных образовательных областях, реализуемых в различных видах деятельности, в соответствии с актуальной ситуацией развития ребёнка. Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе выступают: мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

В работе А. А. Алмазовой с соавторами предложена технологическая карта для оценки уровня развития функциональной базы письма и чтения, включающей устную речь; языковую и метаязыковую способность; невербальные предпосылки обучения письму и чтению. Применение технологической карты позволяет выявить уровни готовности детей к обучению грамоте и выделить среди них группы риска по освоению письменной речи [1].

Современные старшие дошкольники по мнению Ворониной Л.В., Коротаевой Е.В., к концу дошкольного возраста должны быть знакомы с проектной деятельностью. При этом, применение методики освоения проектной деятельности должно учитывать возрастную специфику детей в формировании и развитии их умения использовать алгоритм в проектной деятельности. Требуется также подготовка воспитателей к выполнению ими проектирования по алгоритму деятельности совместно с детьми [2].

В заключение отметим, что сегодня уделяется особое внимание к возрастной характеристике детей на этапе завершения дошкольного образования. Высоко оценивается значение раннего образования и признается необходимость развивать и совершенствовать этот процесс с учетом возрастных физиологических и психологических новообразований дошкольного возраста.

Литература:

Алмазова А.А., Бабина Г.В., Любимова М.М., Соловьёва Т.А. Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции и результаты исследования // Проблемы современного образования. – 2017. – No 4. – С. 94–113.

Воронина Л.В., Коротаева Е.В. О готовности к проектной деятельности в дошкольном образовании // Педагогическое образование в России. – 2019. – No 8. – С. 50–56. DOI: 10.26170/po19-08-07

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. – С. 56–79.

Римашевская Л.С., Атарова А.Н. Изучение субъектных проявлений ребёнка в процессе взаимодействия со сверстниками и развитие детской самостоятельности в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета // Современное дошкольное образование. – 2019. – No 1. (91). – С. 18-33.

Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартдошкольногообразования (утвержден приказом от 17 октября 2013 г. No 373) [Электронный ресурс]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (Дата доступа: 15.01.2020).

Просмотров работы: 32