Снятие детской тревожности в процессе игровой терапии - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Снятие детской тревожности в процессе игровой терапии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эмоции являются первым звеном в цепочке приспособительных процессов ребенка, в результате чего происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром, отображение состояния и результата удовлетворения детских потребностей. Сензитивный период эмоционального развития личности начинается в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется способность управлять собственными эмоциональными состояниями, понимать эмоции сверстников, эмоционально адекватно реагировать на успехи и неудачи как собственные, так и других. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, является способность ребенка договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Формирование социально-эмоциональной сферы ребенка выступает важным компонентом психологической готовности к обучению в школе. Процесс социализации современных дошкольников, отличается повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Социально тревожные дети нуждаются психолого-педагогической помощи, так как в настоящее время наблюдается увеличение тревожных детей. Своевременная коррекция на этапе дошкольного детства поможет устранить личностные проблемы в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности [2].

Основные причины тревожности в дошкольном возрасте: конфликт между потребностями ребенка; противоречивые требования со стороны родителей и педагогов; неадекватные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка; конфликт воспитательной системы школы; негибкая, система воспитания в ДОУ.

В категорию тревожных детей входят дети, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не уверенны в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Это дети, которых в отечественной педагогике традиционно называют застенчивыми, а в психологической и медицинской практике относят к тревожной категории, граничащего со стрессом и пополняют ряды невротиков и преневротиков [1].

Снятие социальной тревожности дошкольников – это система мероприятий, направленных на изучение индивидуальной психологической особенности ребёнка, обусловленной повышенной склонностью испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, а так же предупреждение её появления и сохранения психологического здоровья ребенка. Кроме этого, необходима организация целенаправленной деятельности, способствующей развитию эмоций и чувств, а также реализация современных психолого-педагогических технологий с акцентом на ведущую деятельность - игру.

Игра является основной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности [9].

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, их права и обязанности.

Д. А. Колоцца отметил, что влияние игры на общее психическое развитие ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию [3].

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры, разработанный Яковом Морено. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку и т.д.

Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами [6].

Игровая терапия, по Ч.Шеффер, представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми [4].

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры, с точки зрения отечественных психологов:

моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.

изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.

организация поэтапной обработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, и их усвоение.

рганизация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.

формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.

При применение игривой терапии важно соблюдать принципы игротерапии, выделенные З.Фрейдом:

коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок – хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения);

недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью);

становление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка; добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться к кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя [8].

Эффективность работы педагога-психолога зависит от того понимает ли он и выражает искреннюю веру в возможности ребенка. Диалогическое общение ребенка с взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии [7]. Ребенок в процессе игротерапии приобретает важный опыт аффективной сублимации в социально приемлемых формах по символическим каналам. Таким образом, введение ограничений в игру ребенка составляет важное условие достижения конечного коррекционного эффекта. В связи с этим большая роль в игротерапии принадлежит технике формулирования запрещений и ограничений в игре [5].

В содержание психолого-педагогической работы по снятию детской тревожности возраста могут быть включены игры и упражнения:

на снятие эмоционального напряжения;

на создание доверительных отношений среди детей;

на развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы, раскованности.

Профилактика социальной тревожности детей старшего дошкольного возраста должна быть направлена на:

выявление страхов детей;

развитие умения говорить о своих негативных переживаниях в кругу сверстников;

обучение умению выражать свои эмоции;

обучение умению управлять этими эмоциями;

снижение уровня тревожности.

Список литературы:

Астапов В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Тонус. 2000г.

Детские игры, их психологическое и педагогическое значение : Пер. с итал. / Д.А. Колоцца, проф. Палерм. ун-та; [Предисл. к рус. изд.: А. Громбах, предисл.: Н. Форнелли, проф. педагогики в Неаполит. ун-те]. - Москва : Моск. кн-во, 1911. - XVIII, 266 с.; 23. - (Душевная жизнь детей. Библиотека педагогической психологии/Под ред. прив.-доц. Н.Д. Виноградова и А.А. Громбаха).

Игровая семейная психотерапия / Под ред. Ч. Шефера и Л. Кэри. - СПб. и др. : Питер, 2001. - 384 с.; 20 см. - (Практикум по психотерапии).; ISBN 5-272-00256-3

Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] : научное издание / Л. М. Костина. - СПб : Речь, 2001. - 160 с. - (Дет. психол. и психотерапия). - ISBN 5-9268-0067-6

Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512 с. .

Психологическая коррекция: учеб. пособие / сост. Я.А. Мазуренко. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. - 132 с. .

Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции / З. Фрейд. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 384 с. – (Золотой фонд психотерапии). – ISBN 5-318-00200-5.  

Эльконин Д.Б. избранные психологческие труды Под ред. В.В. Давыдова и В.П. Зинченко. - М., 1989.

Просмотров работы: 59