Как корректировать страхи у детей старшего дошкольного возраста? - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Как корректировать страхи у детей старшего дошкольного возраста?

Козлова А.А. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Страх – реальная часть жизни человека. Эта эмоция возникает, когда прогнозируется что-то неприятное, когда человек воспринимает ситуацию как угрожающую его спокойствию и безопасности, а он при этом не может избавится от угрозы, защититься, убежать. Страх всегда есть сигнал и предупреждение об опасности, но он так же содержит и импульс к преодолению этой опасности. Страх выполняет позитивную функцию, делая человека более осторожным и осмотрительным [4].

В современной действительности повышается количество стрессогенных факторов, воздействующих на личность. Особенно этому негативному влиянию подвержены представители дошкольного возраста, так как ребенок может стать жертвой влияния множества неблагоприятных факторов, способствующих замедлению психических процессов развития личности. Одним из подобных факторов предстают детские страхи. С одной стороны, страхи в дошкольном возрасте естественны и необходимы, в них развивается воображение ребенка, его творчество. С другой стороны – когда страхи становятся устойчивыми состояниями личности, приводят к негативным эмоциям, они начинают тормозить личностное развитие, приводят к появлению тревожных симптомов.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и обладают временным характером. Но страхи, сохранившиеся на довольно длительный промежуток времени, очень тяжело переживаются ребенком.

Причины возникновения страха могут быть самыми разнообразными. Такими как:

Некий вполне конкретный случай, событие, реально произошедший с ребенком. Напугала собака, застрял в лифте – жизнь вокруг разнообразна и далеко не всегда безопасна. Такие страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то часто проходят сами собой. Далеко не у каждого ребенка покусанного собакой или запертого в лифте развивается стойкий и заметный для окружающих страх.

Особенность характера ребенка. Появлению и, главное, закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей: родителей, воспитателей, учителей, физическая и психическая незрелость, болезненность. Все это является фоном, почвой, на которой возникшие в экстремальной ситуации страхи расцветают пышным цветом.

Тревожные родители. Очень часто ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка сами по себе обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он - единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку – укусит», «Не ходи по лужам – заболеешь», «Не ходи один во двор – там хулиганы». Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как к привычному фону всей его жизни. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое черной дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.

Детские фантазии. У кого-то это качество развито больше, у кого-то меньше, но мир фантазий – привычная среда обитания для малышей – дошкольников. Фантазия наших детей не имеет границ, границы появятся чуть позже, когда мы, взрослые, твердо объясним маленьким головкам, что «этого не может быть, потому, что не может быть никогда...». А пока этого не произошло малыш населяет мир созданиями своей фантазии, он таким образом, структурирует его, делает понятным для себя. И отчасти управляемым. Только отчасти, потому, что порождения его фантазии имеют обыкновение выходить из-под контроля, становиться непослушными и потому – страшными. В любом случае, ребенок, как первобытный человек, сам творит свой мир и свои страхи.

В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы:

игра со страхом;

рисование страха;

вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории)

На основе этих данных можно составить комплекс коррекционных методик, который будет включать в себя:

Методики, основанные на использовании игрового метода:

"Игра с темнотой". Ребёнок жестами изображает, чего он боится, а другие отгадывают страх. У учащихся могут возникать трудности, например, страх темноты и одиночества дети часто не могут изобразить жестами. Поэтому здесь возникают трудности с отгадыванием. Однако это не снижает коррекционной силы данной игровой методики [5].

"Прогулка вслепую". Один ребёнок закрывает глаза, а другой служит проводником (говорил куда идти: направо, налево и т.д.). Преградами, которые преодолевает ребенок, являются стулья, расставленные в классе.

"Отгадай, кого я боюсь" (по первой и последней букве). Дети называют первую и последнюю букву заданного слова, то, чего или кого они боятся [7].

Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностным отношением ребёнка к породившим его причинам.

Детям объясняется, что собой представляет пугающий его предмет (собака, темнота и т.п.), как он устроен, "откуда берётся", устраняются "пробелы" в восприятие ребёнка, которые обычно заполняются приписыванием этому предмету опасных, страшных качеств. Если страх порождается случайной эмоциональной реакцией взрослого ("осторожно, злая собака!") запечатлевается в сознании ребёнка или каким-либо другим незначительным обстоятельством, то, скорее всего, он пройдёт.

Методики, основанные на использовании изотерапии:

"Расправься с нарисованным страхом". Дети должны нарисовать то, что они бояться больше всего. А после этого предлагается "расправиться" со страхом: смять, порезать рисунок или закрасить другой краской.

"Мне не страшно". Где ребёнок должен нарисовать свой страх так, как будто он его не боится. Например, ребенок рисует собаку, которую ведёт на поводке. И говорит: "Собака добрая, она - мой друг".

Методики, основанные на использовании сказкотерапии: "Сказка про страх". Дети придумывают и рассказывают различные истории, связанные со своим страхом.

Для профилактики детских страхов проводится работа с родителями.

Детские страхи – обычное явление для развития ребенка, имеющее для него важное значение. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и имеют положительный адаптационный смысл.

Эмоциональное развитие ребенка – это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

Литература

Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - С-П., 2000.

Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.: Гиппократ, 1995. - 128 с

Кузминкин В. Кого и чего мы боимся. // Вечерний Новосибирск от 13 окт.2001.

Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. – М., «Школа-Пресс», 1996.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.

Риман Ф. Основные формы страха. - М., 1998.

Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000

Просмотров работы: 33