ПРОФИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРОФИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИИ

Войнаровская А.А. 1, Санникова Л.Н. 1
1МГТУ им.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная семья находится под влиянием множества факторов: политических, социально-экономических, психологических. Все это безусловно способствует развитию раздражительности, агрессии, синдрома хронической усталости у родителей. Находясь под прессом возникающих проблем, многие родители считают возможным выплёскивать свои негативные эмоции и усталость на ребёнка, который в связи со своим положением никак не сможет противостоять психологической, а за частую и физической агрессии от самых близких ему людей. В связи с такими обстоятельствами ребёнок обретает полную зависимость от настроения, эмоции и физического состояния родителей. Такая привязанность не лучшим образом сказывается на психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапах созревания и взросления.

Именно отношение родителей к их собственным детям определяет, то как дети будут адаптироваться к социуму, если родители слишком сильно опекают своего ребёнка, то он становится неспособным к разрешению трудностей, он постоянно ждёт помощи, не имеет собственной инициативы, чаще всего такие дети замыкаются в себе и живут в мире фантазий.

При социальной адаптации дети сталкиваются с тем, что они попросту ничего не умеют и постоянно нуждаются в совете взрослого. И наоборот, при либеральном стиле, дети теряются в поиске значимого взрослого, поскольку не знают, с кого брать пример, так же дети становятся агрессивные, склонные к обману детской личности, которая не верит в себя, что определенно затрудняет социальную адаптацию- дети не умеют взаимодействовать с другими, они считают, что всё делают не так, не правильно, что они недостойны, поскольку за них в семье решают, что лучше для ребёнка.

В ходе изучения детско-родительских отношений в семье, воспитывающей детей дошкольного возраста, специалистами различных областей науки выявлен ряд аспектов, позволяющих показать наиболее точную и полную картину отношений между родителями и детьми. Это:
реальное взаимодействие родителей и детей; неосознанная мотивация родителя и его отношение к ребёнку; отношение к ребёнку, сформированное в ходе рефлексии.

Существует ряд факторов, определяющих состояние детско-родительских отношений:

Особенности личности родителей и форм их поведения.

Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.

Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.

Диапазон средств воспитательного воздействия.

Степень включенности ребёнка в жизнедеятельность семьи.
6. Учёт актуальных потребностей ребёнка и степень их удовлетворения.

М.Ю.Синягин [1] много лет исследовал этот вопрос и в результате выделил группы семей по типу родительского отношения (табл.1)

Таблица 1 - Типичные профили родительского отношения

Группа семей

Подгруппа

Характеристика профиля родительского отношения

Благоприятные

Понимающие

Хорошо знают своего ребёнка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребёнка, понять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребёнка, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях.

Благоприятные

Покровительствующие

Хорошо знают своего ребёнка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них, однако в общении с ребёнком занимают позицию старшего, не принимают диалоги, считают свою точку зрения единственно правильной.

Благоприятные

Безразличные

Мало знают своего ребёнка и не стремятся узнать его больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребёнку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем, однако их дети хорошо одеты; ухожены и научены поведению, требуемому в обществе.

Неблагоприятные

Подавляющие

Отличаются наибольшей степенью эмоционального отражения ребёнка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребёнка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряжённостью, и носят синусоидальный характер.

Неблагоприятные

Тревожные

Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они не плохо знают своего ребёнка, сенситивное по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребёнку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью.

Неблагоприятные

Отстранённые

Родительская позиция крайне ригидна, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребёнком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребёнка и большой привязанности к нему.

 

Неблагоприятные

Отвергающие

Родители этой группы отстранены от ребёнка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения, эмоциональное отношение выражено неярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребёнка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребёнке достаточно адекватно.

 

Проблеме детско-родительских отношений посвящены многие исследования педагогов и психологов. Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби [2] на особенности патогенного родительского поведения.

Он считает, что наиболее болезненными для ребёнка являются следующие ситуации:

Когда родители не удовлетворяют потребности ребёнка в любви и полностью отвергают его;

Когда ребёнок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;

Когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребёнка или уйти из семьи;

Когда в окружении ребёнка соответствует человек, способный принять переживания ребёнка;

Когда родители открыто или косвенно заявляют ребёнку о том, что он является причиной их неприятностей.

Спиваковская А.С. [3] выделила несколько типов неблагоприятных семей:

«Семья-санаторий»: мелочная опека, жёсткий контроль и чрезмерная защита от лишних опасностей. В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребёнка, в результате возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувственности, раздражительности. Усиливается реакция протеста в связи с повышенным контролем и опекой, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.

«Семья-крепость»: родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведёт к повышению неуверенности ребёнка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребёнка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. Такой тип обычно приводит ребёнка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, и к повышению риска невротических расстройств.

«Семья-третий лишний»: в такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские отношения, а ребёнку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что, опять же, порождает у ребёнка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они тяжело переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

Мы подробно остановились на типах семей и видах детско-родительских отношений с той целью, чтобы сформировать понимание того, каким образом строить коррекционную работу с семьей.

В настоящее время существует несколько направлений в коррекционной работе с семьей: нужно автора и ссылку

1.Психодинамическое.

2.Системное и стратегическое.

3.Эклектическое.

Психодинамическое направление. Этот подход уделяет большое внимание анализу исторического прошлого семьи, их желаниям, психологическим проблемам, пережитым на этапах онтогенеза. Большое внимание уделяется- осознанию того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на нынешние взаимоотношения в семье.

Системное и стратегическое направление. Работа в рамках системного подхода строится на положении о взаимодетерминированности личности и межличностных отношений, согласно которому стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны и личностные особенности членов семьи – с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл.

Эклектическое направление. Представители этого направления используют в коррекционной работе с семьей различные по своим психологическим механизмам методы: групповую дискуссию, ролевые игры, домашние задания по улучшению поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений.

Перспективой нашего дальнейшего научного исследования выступит поиск форм и методов работы с родителями в зависимости от принадлежности семьи к определенному типу взаимоотношений с ребенком, а также с учетом одного из направлений коррекционной работы.

Список цитируемой литературы

Нужно оформить список литературы по требованиям! Я вам вышлю Метод указания – там есть четкие образцы

1. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — стр 1-59 из 96 с.

2.  Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.

3.Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 . -- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с. - (Психология - XX век).

Просмотров работы: 118