Современная семья находится под влиянием множества факторов: политических, социально-экономических, психологических. Все это безусловно способствует развитию раздражительности, агрессии, синдрома хронической усталости у родителей. Находясь под прессом возникающих проблем, многие родители считают возможным выплёскивать свои негативные эмоции и усталость на ребёнка, который в связи со своим положением никак не сможет противостоять психологической, а за частую и физической агрессии от самых близких ему людей. В связи с такими обстоятельствами ребёнок обретает полную зависимость от настроения, эмоции и физического состояния родителей. Такая привязанность не лучшим образом сказывается на психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапах созревания и взросления.
Именно отношение родителей к их собственным детям определяет, то как дети будут адаптироваться к социуму, если родители слишком сильно опекают своего ребёнка, то он становится неспособным к разрешению трудностей, он постоянно ждёт помощи, не имеет собственной инициативы, чаще всего такие дети замыкаются в себе и живут в мире фантазий.
При социальной адаптации дети сталкиваются с тем, что они попросту ничего не умеют и постоянно нуждаются в совете взрослого. И наоборот, при либеральном стиле, дети теряются в поиске значимого взрослого, поскольку не знают, с кого брать пример, так же дети становятся агрессивные, склонные к обману детской личности, которая не верит в себя, что определенно затрудняет социальную адаптацию- дети не умеют взаимодействовать с другими, они считают, что всё делают не так, не правильно, что они недостойны, поскольку за них в семье решают, что лучше для ребёнка.
В ходе изучения детско-родительских отношений в семье, воспитывающей детей дошкольного возраста, специалистами различных областей науки выявлен ряд аспектов, позволяющих показать наиболее точную и полную картину отношений между родителями и детьми. Это:
реальное взаимодействие родителей и детей; неосознанная мотивация родителя и его отношение к ребёнку; отношение к ребёнку, сформированное в ходе рефлексии.
Существует ряд факторов, определяющих состояние детско-родительских отношений:
Особенности личности родителей и форм их поведения.
Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.
Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.
Диапазон средств воспитательного воздействия.
Степень включенности ребёнка в жизнедеятельность семьи.
6. Учёт актуальных потребностей ребёнка и степень их удовлетворения.
М.Ю.Синягин [1] много лет исследовал этот вопрос и в результате выделил группы семей по типу родительского отношения (табл.1)
Таблица 1 - Типичные профили родительского отношения
Группа семей |
Подгруппа |
Характеристика профиля родительского отношения |
||
Благоприятные |
Понимающие |
Хорошо знают своего ребёнка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребёнка, понять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребёнка, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях. |
||
Благоприятные |
Покровительствующие |
Хорошо знают своего ребёнка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них, однако в общении с ребёнком занимают позицию старшего, не принимают диалоги, считают свою точку зрения единственно правильной. |
||
Благоприятные |
Безразличные |
Мало знают своего ребёнка и не стремятся узнать его больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребёнку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем, однако их дети хорошо одеты; ухожены и научены поведению, требуемому в обществе. |
||
Неблагоприятные |
Подавляющие |
Отличаются наибольшей степенью эмоционального отражения ребёнка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребёнка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряжённостью, и носят синусоидальный характер. |
||
Неблагоприятные |
Тревожные |
Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они не плохо знают своего ребёнка, сенситивное по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребёнку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью. |
||
Неблагоприятные |
Отстранённые |
Родительская позиция крайне ригидна, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребёнком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребёнка и большой привязанности к нему. |
||
Неблагоприятные |
Отвергающие |
Родители этой группы отстранены от ребёнка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения, эмоциональное отношение выражено неярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребёнка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребёнке достаточно адекватно. |
Проблеме детско-родительских отношений посвящены многие исследования педагогов и психологов. Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби [2] на особенности патогенного родительского поведения.
Он считает, что наиболее болезненными для ребёнка являются следующие ситуации:
Когда родители не удовлетворяют потребности ребёнка в любви и полностью отвергают его;
Когда ребёнок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
Когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребёнка или уйти из семьи;
Когда в окружении ребёнка соответствует человек, способный принять переживания ребёнка;
Когда родители открыто или косвенно заявляют ребёнку о том, что он является причиной их неприятностей.
Спиваковская А.С. [3] выделила несколько типов неблагоприятных семей:
«Семья-санаторий»: мелочная опека, жёсткий контроль и чрезмерная защита от лишних опасностей. В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребёнка, в результате возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувственности, раздражительности. Усиливается реакция протеста в связи с повышенным контролем и опекой, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.
«Семья-крепость»: родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведёт к повышению неуверенности ребёнка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребёнка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. Такой тип обычно приводит ребёнка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, и к повышению риска невротических расстройств.
«Семья-третий лишний»: в такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские отношения, а ребёнку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что, опять же, порождает у ребёнка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они тяжело переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.
Мы подробно остановились на типах семей и видах детско-родительских отношений с той целью, чтобы сформировать понимание того, каким образом строить коррекционную работу с семьей.
В настоящее время существует несколько направлений в коррекционной работе с семьей: нужно автора и ссылку
1.Психодинамическое.
2.Системное и стратегическое.
3.Эклектическое.
Психодинамическое направление. Этот подход уделяет большое внимание анализу исторического прошлого семьи, их желаниям, психологическим проблемам, пережитым на этапах онтогенеза. Большое внимание уделяется- осознанию того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на нынешние взаимоотношения в семье.
Системное и стратегическое направление. Работа в рамках системного подхода строится на положении о взаимодетерминированности личности и межличностных отношений, согласно которому стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны и личностные особенности членов семьи – с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл.
Эклектическое направление. Представители этого направления используют в коррекционной работе с семьей различные по своим психологическим механизмам методы: групповую дискуссию, ролевые игры, домашние задания по улучшению поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений.
Перспективой нашего дальнейшего научного исследования выступит поиск форм и методов работы с родителями в зависимости от принадлежности семьи к определенному типу взаимоотношений с ребенком, а также с учетом одного из направлений коррекционной работы.
Список цитируемой литературы
Нужно оформить список литературы по требованиям! Я вам вышлю Метод указания – там есть четкие образцы
1. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — стр 1-59 из 96 с.
2. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
3.Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 . -- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с. - (Психология - XX век).