Особенности обучения иностранному языку в младшей школе - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Особенности обучения иностранному языку в младшей школе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ребенок, поступающий в школу, не умеет учиться, не владеет учебной деятельностью. В первые дни в школе действует в основном учитель. Он ставит перед детьми цели, показывает способы выполнения задания, контролирует и оценивает работу ребенка. Обычно в школе курс иностранного языка начинается со второго класса, то есть к этому времени ребёнок уже год пробыл в школе и все его первичные мотивы давно забыты. Поэтому учитель иностранного языка должен сформировать учебный мотив и желание говорить на другом языке с первых дней обучения иностранному языку, а это бывает нелегко. Для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, то есть чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали бы друг другу. Такова, например, учебно-познавательная мотивация, отвечающая познавательной потребности, потребности в интеллектуальной активности («хочу все знать», «люблю узнавать интересное») [4,стр.138].

Ребёнок на первом уроке иностранного языка чувствует  себя как в первый день в школе: потерянно и взбудоражено от предвкушения. Иностранный язык чуждый предмет для второклассника, которого он может бояться, потому что его пугали им семья, старшеклассники и другие взрослые люди. Поэтому учитель либо удовлетворяет интерес ребёнка и показывает ему, что иностранный язык - это увлекательно и интересно, либо сбивает ребёнка с толку. Помехами для организации успешного учебного процесса выступают возрастные особенности детей на данном этапе. Основной трудностью для учителя в младшей школе становится слабое произвольное внимание ребёнка. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста у школьника ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Прежде всего, младшие школьники импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Общая недостаточность воли также выступает возрастной особенностью: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы с самим собой за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Это – своеобразная форма протеста ребёнка против тех требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Другая проблема преподавания иностранного  языка на данном этапе заключается в том, что учащиеся часто сравнивают родной и иностранный языки, которые они изучают, чтобы понять их смысл. Это приводит к большому количеству (положительных и отрицательных) переносов с одного языка на другой. Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что при организации обучения в младшей школе стоит опираться на какие-то конкретные принципы обучения. Например, Пассов считал, что «ни одна проблема - отбор и организация материала, выбор упражнений и построение их системы, выбор приемов работы и т. д. - не может быть решена без четкого представления о принципах обучения» [ 3].

Сегодня в практике преподавания иностранного языка молодыми учителями все чаще используется принцип новизны. Новизна предписывает использование текстов и упражнений, содержащих что-то новое для учеников, отказ от многократного чтения того же текста и упражнений с тем же заданием, вариативность текстов разного содержания, но построенных на одном и том же материале. Таким образом, новизна обеспечивает отказ от произвольного заучивания, развивает речепроизводство, эвристичность и продуктивность речевых умений учащихся, вызывает интерес к учебной деятельности. Принцип новизны при построении урока помогает справиться с рядом возрастных трудностей, свойственных для младшего школьного возраста.

Следующий принцип, которым должен руководствоваться учитель в младшей школе - это принцип функциональности. Так принцип функциональности помогает учителю обучать четырём основным видам речевой деятельности: говорению, письму, аудированию и чтению в комплексе, то есть учитель, который руководствуется принципом функциональности, будет вводить материал по мере увеличения его сложности, но при этом так, что у дети сами буду требовать его усложнения. Принцип функциональности при обучении помогает учителю поддерживать интерес ребёнка, так как, например: учитель показывает детям звуки и буквы, они хотят читать слова, потом предложения, потом тексты и т.д., но научившись читать, они захотят горить самостоятельно, тут учитель, который до этого вводил лексические единицы хаотично, учит ребят составлять первые устные высказывания, используя все то, чему они научились раннее.

Младший школьник активно включен в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте играет учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности — учении [4, стр.137]. Поэтому на уроке должны быть обязательно совмещены все виды деятельности: визуализация, игровая деятельность, двигательная активность и слушание музыки или аудиофайлов. Так, Гальскова выделила одним из дидактических принципов обучения иностранному языку следующее: обучение иностранному языку, направленное на становление у учащихся способности к межкультурному общению, должно строиться как творческий процесс [1, стр146].  Мышление младшего школьника в основном наглядно-образное. Словесно выраженную мысль, не имеющую опоры в наглядных впечатлениях, ребенку понять трудно. В процессе обучения мышление интенсивно развивается. Ученик научается выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, делает обобщения. Во втором классе от анализа отдельного предмета, явления, дети переходят к анализу связей и отношений между явлениями, предметами. В учении развивается способность к словесно-логическому мышлению, рассуждению, выводам и умозаключениям. В тесной связи с развитием мышления происходит развитие речи. Увеличивается словарный запас, уточняется значение слов, развивается связная речь. Все это лучше развивается в процессе творческой деятельности, к которой призывает Гальскова.

И конечено же самый главный методический принцип обучения иностранному языку, который выделяют все методисты, - это коммуникативная направленность [1, стр 150]. Главной особенностью начального периода можно считать обучение речи через изучение лексики - устно, а позже письменно и при чтении. Это связано с преобладанием у детей механической памяти, принципа наглядности и отсувием четкой коррелятивности между родным языком и изучаемым. Также дети в первый второй год изучения учат язык инстинктивно, то есть природным способом, что «вижу - о том пою»[2,стр.27]. Также способность детей младшего школьного возраста к имитации помогает им быстро заучивать слова с правильным произношением, что впоследствии помогает им составить звуковую характеристику языка. Именно поэтому все методисты призывают учителей иностранного языка говорить на иностранном языке как можно больше. Урок иностранного языка - это урок на изучаемом языке, а не о нем. Речь учителя не является эталоном, но дети имитируют охотнее живого человека, чем голос с записи. Так учителям в младшей школе нужно брать в расчёт, что желание  коммуницировать  со сверстниками и со взрослыми является своего рода особенностью ребёнка младшего школьного возраста [5]. Для них общение - это главный и прямой канал поступления информации.

Анализ психофизических особенностей детей младшего возраста и анализ специфики организации урока иностранного языка в младшей школе показали, что заложенный в детском мозге огромный потенциал к развитию должен быть реализован, и эта ответственность лежит на плечах педагогов иностранного языка. Учитель должен знать, что он работает с личностью и должен всеми силами пытаться раскрыть потенциал каждого. В этом ему могут помочь основные принципы обучения, которые при правильном соотнесение с особенностями возраста могут помочь в построение учебного процесса. Дети готовы учиться и будут делать это с удовольствием, если увидят в учителе поддержку и опору. Дети больше всех хотят познать этот мир - задача преподавателя помочь ему в этом.

Список литературы:

1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез. 6-е изд., стер. — Издательский центр «Академия», 2009. 336 с.

2. Негневицкая Е. И. Язык и дети : учебное пособие / Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. — Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981. 220 с.

3. Пассов Е.И. Теоретические основы обучения иноязычному говорению: учебное пособие / Е. И. Пассов. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1983. - 199 с.

4. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах : сборник статей автора / Эльконин Д. Б., под ред. Фельдштейна Д.И. — Воронеж : Изд-во « Институт практической психологии», 1997, 416 стр.

5. Cappa, Dan. Teaching Conversation to Primary Children.Elementary English, vol. 32, no. 8, 1955, pp. 536–37. URL: http://www.jstor.org/stable/41384408. Accessed 8 Oct. 2022.

Просмотров работы: 185