ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня в процессе обучения и воспитания в школе придается огромное значение развитию личности. Перед современной школой стоит важная задача – помочь личности развиться, но делать это она должна самостоятельно.Самооценка в процессе обучения является необходимым компонентом развития чувства собственного достоинства и понимается как применение к себе определенной социальной шкалы оценки. Педагогу следует проводить рефлексию в конце каждого занятия, для того чтобы ученики осуществляли самоконтроль. Контроль помогает раскрывать и развивать способности школьников, их самооценку, личностный потенциал и опыт. Развитие самооценки в процессе контроля даёт учащимся возможность правильно оценить свои результаты обучения, способности, компетенции, сильные и слабые стороны, а также способствуют саморегуляции учебного процесса. Таким образом, здоровая, адекватная и объективная самооценка ученика является одним из важных критериев формирования личности ученика в средней школе.

В связи с введением ФГОС роль иностранного языка в процессе самооценивания значительно возросла. Овладение английским языком школьниками помогает контролировать процесс формирования самооценки. Контроль со стороны учителя и самооценка учащихся обеспечивают определение индивидуальной динамики усвоения каждым ребенком знаний и умений по учебным предметам, позволяя при этом не сравнивать детей. Самооценка является конечным звеном самоконтроля, который, в свою очередь, необходим для успешного обучения. Правильная самооценка формирует правильное представление школьника о своих успехах.

Самооценивание должно быть использовано для того, чтобы

стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты;

помогать учиться на своих ошибках;

помогать понять, что не получается и в какой степени;

помогать осознать, что важно и необходимо освоить;

помогать обнаруживать, что они не знают и что не умеют делать;

определять наличие тех или иных умений;

оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;

мотивировать учащихся на достижение успеха;

формировать действия контроля и оценки на основе выделенных критериев [2].

Неправильная самооценка может повлиять на процесс изучения английского языка. Существуют упражнения на развитие умений самоконтроля, творческие задания, упражнения на развитие таких психологических процессов, как внимание, воображение, мышление и память. Для формирования адекватной оценки на уроках английского языка могут применяться и другие формы и методы работы.

Заниженная самооценка очень вредит любому жизненному процессу, в том числе и обучению чему-то новому. Ученик может всё время думать, что он сделал что-то неправильно. Для того чтобы повысить самооценку школьника необходимо применять следующие методы:

1. Рассказ о себе на английском языке, в котором ребёнок должен упомянуть свои положительные качества и умения, которые отличают его от других, достижения в чём-либо. Публичные выступления должны вселить в учащихся уверенность и нужно проводить их как можно чаще [4].

2. Методсамовнушения. Учительговоритследующиефразы: «I did a great job today», «I can do this», «I will succeed», «I am really good at it». Учащиеся повторяют это, тем самым внушая себе положительные мысли.

3. На уроках учителю важно говорить детям об уважении друг к другу. Формирование хорошего отношения к себе во многом зависит от окружающих людей, поэтому человеку с низкой самооценкой важно их мнение.

4. Проведение небольших бесед на уроке. Ребёнок воспринимает учителей как взрослых, мудрых наставников, старается слушать его, поэтому педагоги должны подбадривать их, хвалить за их достижения, так как дети с нездоровой самооценкой в этом плане очень чувствительны и положительное мнение учителя очень сильно влияет на их сознание.

Завышенная самооценка плоха тем, что может мешать не только обучению самого ученика, но и его сверстников. У них происходит переоценка своей личности и важности её в коллективе. Зачастую учитель для таких детей не является авторитетом, и его не обязательно слушать. Вот несколько рекомендаций, как работать с такими детьми.

1. Прежде всего, учителю надо попытаться провести воспитательную беседу с такими учениками и объяснить, что так вести себя нельзя.

2. Если они начинают вести себя на уроке плохо, не слушаться, мешать другим или пытаться сорвать урок, учитель должен игнорировать это и продолжать вести урок. Тем самым он может повысить свой авторитет.

3. Видя конфликтную ситуацию, возникшую между таким школьником и другими учащимися, разобраться, в чём дело и объяснить, как нужно себя вести в данном случае, почему это плохо для других.

4. Провести групповой тренинг, чтобы показать учащимся, что они все обладают равными правами в школе, и никто не должен задирать другого по каким-то причинам.

Важным компонентом в процессе воспитания и обучения является комфортная атмосфера на уроке. Речь идет о создании благоприятного психологического климата на уроке, который является важнейшим условием достижения иноязычной коммуникативной компетенции [1]. Педагог должен входить в класс с хорошим настроением, чтобы настроить детей на позитивные эмоции. Именно он может задать либо положительный настрой, который поможет ученикам, либо отрицательный, что, конечно, не будет способствовать учебному процессу. При позитивном отношении к предмету у ученика развивается желание учиться, активнее работать на уроке, проявлять инициативу. Учитель не должен забывать об этом и стараться создавать дружественный психологический климат на своих уроках. Для этого он может перестроить свой урок, сделать его увлекательным и интересным, переключаться с одного вида деятельности на другой (чтобы дети не уставали). Школьники не должны бояться или ненавидеть своего учителя. Если он будет ассоциироваться у них исключительно с чем-то плохим, он вряд ли сможет заинтересовать учеников своим предметом.

Поскольку преподаватель английского учит детей общаться с носителями другого языка, у него должна быть хорошо сформирована коммуникативная компетенция. Речь педагога на уроках иностранного языка должна быть грамотной, выразительной, убедительной. Учитель должен быть активным на уроке, уметь заинтересовать детей, объяснять им материал, не давая им скучать. Творческий подход способствует тому, чтобы ученики хорошо усвоили новый материал. Учитель также должен следить за тем, чтобы в коллективе не было разногласий во время процесса обучения. Для этого педагог проводит тимбилдинг, т.е. соответствующие игры с целью сплотить коллектив. Хорошими играми для сплочения коллектива являются «Corners» или «Guess-the-Fib».

Немаловажной частью урока являются оценивание учеников, которое обычно проводится в конце занятия. Учитель оценивает уровень обучающихся, насколько расширились их знания.

Оценивание учеников должно происходить систематически, только так можно проверить насколько хорошо усваивается материал. Одними из техник контроля являются листы самооценивания и взаимооценивания. Использование техник формирующего оценивания перед изучением нового материала позволяет выяснить, с какими знаниями по теме учащиеся пришли на урок, и соответственно планировать обучение, помогая сфокусироваться на целях обучения.

Таким образом, самооценка обучающего9ся играет важную роль в становлении личности ребёнка. Школа является важной ступенькой в этом процессе. Исходя из принципов индивидуализации и гуманизации педагогического процесса, можно предположить, что в будущем школы будут делать больший уклон в сторону развития личности ребенка, а учителя и классные руководители всё чаще будут разрабатывать индивидуальный подход для отдельных учеников. Всё вышесказанное должно способствовать улучшению процесса обучения иностранному языку и других учебных предметов.

Список литературы

Владимирова Г.А. Деятельность учителя по созданию благоприятного психологического климата на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – URL: https://multiurok.ru/files/deiatelnost-uchitelia-po-sozdaniiu-blagopriiatnogo.html (дата обращения: 01.10.2022).

Ильина О.Л. Самооценивание как средство повышения мотивации учащихся на уроке иностранного языка при использовании технологии формирующего оценивания [Электронный ресурс]. – URL: https://www.1urok.ru/categories/2/articles/34956 (дата обращения: 01.10.2022).

Остапова С.Н. Развитие навыков самоконтроля и самооценки на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – URL: https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/razvitiie_navykov_samokontrolia_i_samootsienki_na_urokakh_anghliiskogho_iazyka (дата обращения: 01.10.2022).

Peer and self-assessment for students [Электронныйресурс]. – URL: https://education.nsw.gov.au/teaching-and-learning/professional-learning/teacher-quality-and-accreditation/strong-start-great-teachers/refining-practice/peer-and-self-assessment-for-students (датаобращения: 01.10.2022).

Просмотров работы: 132