Эффективность образовательного процесса зависит от формы обучения, выбранной учителем. Форма обучения должна соответствовать конкретным требованиям общества на определенный момент, а также фактическим целям и задачам образовательного процесса.
В современных руководствах по педагогике и дидактике отмечается, что «в основном применяются три организационные формы обучения : фронтальная, индивидуальная и групповая». (3) В педагогической литературе принято было формы организации учебного процесса рассматривать в зависимости от характера задания: 1) если одно и то же задание дается для всех учащихся класса, то такая организация учебной работы называлась фронтальной; 2) если задания дифференцированы для разных групп учащихся класса, то форма организации – групповая; 3) если для каждого ученика дается отдельное задание, то форма организации – индивидуальная. (5)
О фронтальной форме организации обучения в нашей стране заговорили в контексте коллективной с 1932 года. К фронтальной работе авторы относят такие занятия, при которых «все учащиеся класса выполняют одну и ту же работу» .(2) Фронтальная форма работы при обучении иностранному языку предполагает совместную деятельность всех учеников. Преподаватель использует эту организационную форму работы, когда объясняет всей группе новый грамматические материал, вводит новую лексику, проверяет чтение и перевод текста, выполнение упражнений, ставит одинаковые задачи для решения. Фронтальная работа нацелена на общее продвижение учеников в обучении, но ее также нельзя рассматривать как универсальную. Во всех перечисленных случаях все обучающиеся класса работают над одним и тем же заданием (упражнением, задачей, текстом), не общаясь друг с другом и, в основном, обходясь без помощи учителя. Необходимость таких занятий обуславливается едиными учебными программами, обязательными для изучения всеми учащимися. Типичной фронтальной группой могут считаться классы численностью более 30 человек, в которых обучаются ученики одного возраста.
При фронтальной работе ученик проявляет себя как личность, демонстрирует свои знания, эрудицию, память, желание и умение трудиться в коллективе. Это является основным достоинством фронтальной работы.
Фронтальной работе на уроках учителя отводят около 70-80% времени. (1)
Данная форма работы позволяет:
1) установить доверительные отношения с классом, так как ученик участвует в работе класса учащихся посредством своего рассказа, объяснения или беседы;
2) активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся.
Фронтальная форма учебной работы рассчитана на учащихся, имеющих равный уровень подготовки, позволяющий всем работать в одном темпе. Преподаватель излагает учебный материал всему классу в одинаковом объеме. Объясняя, рассказывая всем, учитель наблюдает за обучающимися, определяя по выражению их лиц, определенным реакциям, как они воспринимают учебный материал, с какой заинтересованностью работают. С этой целью он обращается к ним с вопросами, следя за тем, как они их воспринимают, достаточно ли быстро реагируют, все ли предпринимают попытку ответить.
Спрашивая одного, другого, педагог выясняет, как усваивается учебный материал, какие встречаются затруднения. Внося отдельные коррективы в свое изложение, он продолжает вести учащихся к поставленной цели, маневрируя разными методами и приемами, подбирает пути включения всех в активную познавательную деятельность. Так осуществляется взаимодействие преподавателя и учеников в процессе изложения материала и формирования знаний. Имея примерно равную предшествующую подготовку, ученики могут осуществлять всю учебную деятельность по единым стандартным предписаниям учебных программ, учебников и учителя.
Фронтальная работа дает возможность учителю включать большую часть класса в активную учебную деятельность, организовывать работу всего коллектива класса, опираясь на наиболее активных учеников, которые подают пример другим ребятам. Фронтальная форма обучения предоставляет учителю возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, организовывать в соответствии с закономерностями и принципами обучения деятельность учащихся, достигая определенной ритмичности.
Вместе с тем эта форма учебной работы требует от учителя проявления высокого мастерства. Он должен уметь управлять большой группой учеников, четко планировать их работу, побуждать их к деятельности, осуществлять оперативный контроль за ходом и темпом работы, качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков. Управляя учебным процессом, учитель должен видеть каждого ученика через призму коллектива. В ходе такой работы преподаватель направляет основные усилия на организацию взаимодействия всех учеников класса в достижении поставленной цели. При этом ему следует привлечь себе на помощь наиболее способных учеников. Класс должен постоянно ощущать их опосредованное влияние, которое выражается в их большей заинтересованности, лучшей информированности и наличии большего активного фонда знаний, позволяющих им быстрее решать познавательные задачи. Их пример увлекает учеников. Но создать такую ситуацию, когда сильные ученики становятся лидерами в классе, — задача учителя.
В ходе фронтальной работы учитель должен учитывать индивидуальные особенности школьников. Отдельные учащиеся, обладающие низкими учебными возможностями, отстают от своих товарищей, не успевая за общим темпом работы. Если учитель снижает темп работы, подстраиваясь под них, он сдерживает более сильных учеников, которые могут всякую работу выполнять быстро. Если же учитель ориентируется на сильных учащихся, возникает ситуация, при которой ученики с низкими учебными возможностями не в состоянии обстоятельно усвоить, отработать учебный материал. Так возникает противоречие, которое невозможно разрешить в ходе такой организации учебной деятельности учеников. Отдельные приемы: определение индивидуальных заданий сильным, выполнение ими большего объема работы — не решают проблемы, хотя и представляют частичный выход из создавшегося положения.
Фронтальная форма учебной работы наряду с ее положительными сторонами имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, она рассчитана на некоего абстрактного ученика, т. е. в ней проявляется тенденция к ниве-дарованию учащихся, побуждению их к единому темпу работы. Эта форма обучения рассчитана на равную подготовленность учащихся, единый фонд знаний, одинаковый уровень работоспособности. Поскольку такого в реальной жизни не существует, преподавателю приходится вносить всевозможные коррективы в организацию учебной деятельности школьников.
Недостаток фронтальной формы работы с учащимися состоит также и в том, что она не рассчитана на учет реальных учебных возможностей отдельных типологических групп учащихся. (4)
При фронтальной форме в пассивном состоянии чаще всего находятся ученики с низкими учебными возможностями. Они работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания, больше времени на выполнение различных заданий. Чтобы достигнуть высоких знаний, им следует выполнить больше разных упражнений, чем другим ученикам. Сильным учащимся нужно не столько увеличивать объем упражнений, сколько усложнять их содержание. Для них предпочтительны упражнения реконструктивного, творческого типа, работа над которыми способствует их развитию и усвоению знаний на более высоком уровне. Слабые ученики в работе должны в строгой системе проходить по ступеням упражнений, чтобы достигнуть прочных знаний.
Все эти обстоятельства, снижающие продуктивность фронтальной формы учебной работы, диктуют необходимость использовать наряду с ней и другие формы учебной работы.
Кроме всего прочего, фронтальная работа позволяет расширить количество методов обучения, что будет обусловлено изобилием связей учитель – ученик - учащиеся. На уроках иностранного языка принято использовать не только активные средства обучения, но и традиционные методы, такие как фронтальный опрос.
Схема использования данного вида опроса стандартная — при проведении фронтального опроса преподаватель опрашивает всех учащихся группы. Данный вид опроса может быть использован для повторения пройденного материала, для закрепления знаний и умений, а также, например, для контроля выполнения домашнего задания. В зависимости от структуры урока фронтальный опрос может использоваться в течение урока несколько раз.
Обычной формой фронтального опроса является упражнение, состоящее из серии вопросов преподавателя всей группе, эти вопросы требуют от учеников краткого ответа. Путем обращения речи преподавателя ко всем ученикам, происходит активация на речевое общение всех обучаемых.
Положительный эффект дает использование с фронтальным опросом разнообразных игр, соревновательных принципов и т. п.
При этом, фронтальный опрос не лишен недостатков. Он дает лишь поверхностное представление о реальных знаниях учащихся, поскольку рассредоточение внимания преподавателя на множество объектов-учеников делает опрос довольно неглубоким. Необходимость поддержания темпа опроса также ограничивает сложность вопросов и ответов.
Так или иначе, фронтальная форма организации обучения может быть реализована в контексте всех этапов любого типа урока. Можно сказать, что это наиболее удачная форма работы в условиях тенденции к увеличению количества учеников в классе, повышению наполняемости, в условиях которой учитель должен создать благоприятные условия для каждого учащегося в прежних условиях (количество часов, единиц материала). Более того наблюдается рост требований со стороны семьи и государства к результатам обучения.
Список использованной литературы:
1.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
2.Огородников И. Т. Педагогика школы – М: Просвещение, 1978.- 85 c.
3.Совместный труд АПН СССР и АПН ГДР. Педагогика: Макет для обсуждения. – М.: Просвещение, 1978.- 332 c.
4.Харламов И.Ф. Педагогика. – М. : Гардарики, 1999. – 327 с.
5.Чередов И.М. Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках ( 5- 8классы) [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / И.М. Чередов.- Красноярск,1970.- 28с.