Влияние мультфильмов на развитие детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Влияние мультфильмов на развитие детей старшего дошкольного возраста

Исянаманова А.Р. 1, Левшина Н.И. 1
1ФГБОУ "МГТУ им. Г.И.Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст – это тот важный период в жизни каждого ребенка, в котором идет активное развитие всех психических процессов, да и в целом происходит становление личности. По определению советского психолога А.Н. Леонтьева «дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности» [2]. То есть, в этот период идет становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.

Ребенок в процессе развития впитывает в себя всю информацию, которую слышит, видит, познает. Даже есть определение «впитывающая губка» [3]. Данную особенность заметила Мария Монтессори, работая с детьми. Она отмечает, что мышление ребенка обладает некой другой формы, в отличие от взрослых. Мышление ребенка по ее мнению – это губка, которая впитывает в себя без особых усилий все знания, не разделяя их на «хорошие» и «плохие», «бесполезные» и «полезные».

Вся полученная информация является как бы фундаментом в начальных знаниях о мире, жизни, людях. И задача взрослого создать такую благоприятную среду для развития, в которой ребенок найдет для себя все необходимое и «полезное», что поможет ему полноценно развиваться.

В современном мире ребенок получает информацию, знания не только от взрослых, из книг, но и из телевизоров и смартфонов. Зачастую, взрослые забывают о том, что нужно контролировать то, что смотрят дети. Родители бывает, включают надолго каналы с мультфильмами, не контролируя время просмотра, что, конечно же, пагубно влияет на ребенка. А бывает и такое, что родители дают своим детям телефон, чтобы он не мешал, тем самым ребенок бесконтрольно смотрит разного рода мультфильмы, которые могут не соответствовать его возрасту.

А что такое вообще мультфильм? Мультфильм или как отмечается в толковом словаре С. Ожегова «мультипликационный фильм – это область киноискусства, в котором персонажи снимаются путем покадровой съемки, тем самым создается последовательность фаз движений и происходит «оживление» [4].

По цели создания мультфильмы бывают: обучающие, развивающие, воспитательные, познавательные, развлекательные. Поэтому родители должны помнить о том, что мультфильмы, так или иначе, оказывают влияние на развитие ребенка. Ведь смотря тот или иной мультфильм, ребенок проживает вместе с героями их события, переживания, чувства, неприятности, сложности, удачи и победы. Дети познают и учатся различать такие понятия как «милосердие», «смелость», «добро и зло», «дружба», «любовь» и.т.д.

Персонажи из мультфильмов воздействуют на фантазию ребенка, многообразие красок и необычные герои могут вдохновить на создание своего чего-то уникального. Дети часто копируют не только поведение любимых героев, но и манеру речи персонажей. Правильно подобранные мультфильмы, где герои грамотно произносят слова, могут обогатить словарный запас ребенка. Также, дети могут проигрывать между собой или взрослыми понравившиеся диалоги, тем самым будет развиваться диалогическая речь. Происходящие события могут развивать воображение, мышление, а также формировать мировоззрение ребенка.

Персонажи своими поступками могут показать различные варианты взаимодействия с окружающим миром и то, как нужно преодолевать любые сложности. Тем самым, ребенок, оказавшийся в конфликтной ситуации, на примере просмотренного мультфильма, будет уже знать, как его разрешить без драк и истерик. Мультфильмы могут быть полезны в целях воспитания и обучения ребенка, если будут грамотно подобраны взрослыми. Ведь существуют и обучающие мультфильмы, где дети вместе с мультяшными персонажами учат цифры, буквы, цвета, песни и многое другое. Такое обучение будет необычным и интересным и полезным для развития для ребенка.

Сегодня накопилось множество мультфильмов на разные темы, с которыми взрослые могут познакомить своих детей. Для того чтобы это определиться с выбором мультфильма для дошкольника, взрослым следует в начале самим посмотреть мультфильм, провести анализ и только после этого показывать ребенку.

Ведь в некоторых мультфильмах мы можем наблюдать агрессивных героев, которые стремятся нанести вред окружающим. Тому пример мультфильм «Том и Джерри». Казалось бы, безобидный, смешной сценарий, а сколько злости несет в себе. По сценарию кот Том пытается уничтожить маленького мышонка Джерри, применяя к этому действия, которые причиняют только боль. Сам мышонок не остается безобидным героем, он всячески издевается и провоцирует кота. Посмотрев один эпизод мультфильма, ребенок может подумать, что обижать маленьких и слабых или издеваться над взрослыми – это нормально и не наказуемо. И таких примеров достаточно много.

Вред от мультфильмов может идти не только от поступков персонажей, но также от их рисовки, того, как они выглядят. По мнению В.С.Мухиной, для ребенка внешность куклы- мультяшки имеет особое значение. Положительные герои должны быть симпатичными, красивыми, а отрицательные – наоборот. Ведь, когда все герои страшны и уродливы, вне зависимости от роли, ребенку будет сложно ориентироваться на поступки героев, не будет четких границ для оценивания их поступков.

От просмотра так скажем «вредных» или «плохих» мультфильмов могут не только искажаться жизненные нормы, правила и представления. Это поспособствует появлению у ребенка ночных кошмаров и страхов. Дети в силу своего возраста достаточно впечатлительны и страшные рисовки и действия героев могут «вьется» в память и тем самым пугать его. Также мы помним, что ребенок для себя выделяет любимого персонажа и копирует его поведение. И если полюбившийся персонаж жесток, агрессивен к окружающим, то вряд ли он после просмотра научится сопереживать проблемам других.

Разобравшись с «вредными» мультфильмами перейдем к «полезным». Как можно уже понять, «полезные» или «хорошие» мультфильмы несут в себе только добро, чуткое отношение к окружающим, к их проблемам, а также имеют логично выстроенный сценарий.

Как было сказано раннее, мультфильмы должны нести обучающий и воспитательный характер. В таблице 1 приведены примеры таких мультфильмов.

Таблица 1 – Перечень мультфильмов для всестороннего развития ребенка

Направление

Название мультфильма

Чему учат мультфильмы

Трудовое воспитание

«Стрекоза и Муравей», «Как утенок-музыкант футболистом стал» , «Нихочуха», «Дядя Миша», «Федорино горе», «Приключение Хомы», «Мороз Иванович о рукодельнице и ленивице»

Для того чтобы добиться чего-то нужно хорошенько потрудиться. Любое дело нужно хорошо выполнить и довести до конца. Лень – это главный противник всех и с ним нужно побороться

Физическое воспитание

«Топчумба», «Футбольные звезды», «Чемпион», «Дедушка и внучек»

Для того чтобы добиться результата, нужно много тренироваться и упорно идти к своей цели

Нравственное воспитание

«Крошка Енот», «Высокая горка», «День рождения бабушки», «Мама для мамонтенка», «Гуси Лебеди»

«Храбрый олененок», «Грибок-теремок», «Цветик семиветик»

Раскрывается значимость семьи, что нужно проявлять заботу к тем, кто тебе дорог.

Бережное отношение к другим. Учит дружбе, пониманию

Умственное воспитание

«В стране невыученных уроков», «Остров ошибок», «Проделкин в школе», «Опять двойка», «Вовка в тридевятом царстве», «Наш друг Пишичитай №3»

Знания необходимы для каждого человека, ведь без них можно наделать кучу ошибок. Развитие интереса ребенка к школе, учебе

Для примера приведены советские мультфильмы, так как на наш взгляд, они понятны дошкольнику, герои говорят на родном языке с правильной интонацией и произношением; песни легко запоминаются; картинки неброские и сюжет идет в умеренном темпе, что позволяет ребенку лучше понять смысл.

Также следует помнить, что какой бы хороший мультфильм не был, он должен соответствовать возрасту ребенка. Не менее важно, контролировать время просмотра мультфильма, ведь ребенку важно играть, рисовать, развиваться и общаться со сверстниками.

Список использованных источников:

Башова М.В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие. - Ростов-наДону: Феникс, 2000. - 416с.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.

Монтессори М. Впитывающий разум ребенка, 2-ое издание - СПб. :Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ». 2011. - 320 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 и фразеологических выражений.­

Просмотров работы: 92