Роли и значение информационных технологий в развитии рынка - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Роли и значение информационных технологий в развитии рынка

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цифровизация затрагивает все сферы деятельности человека. Цифровые технологии существенно снизили издержки, связанные с поиском, обменом и хранением информации. Значительно расширилось информационное поле людей и предприятий.

Понятие «информационная технология» возникло в последние десятилетия XX века в процессе становления информатики. Особенностью информационной технологии является то, что в ней и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда — средства вычислительной техники и связи. Информационная технология как наука о производстве информации возникла именно потому, что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. При этом производство информации и её верхнего уровня — знаний — оказывает решающее влияние на модификацию и создание новых промышленных технологий [5].

Под информационными технологиями понимается вся совокупность форм, методов и средств автоматизации информационной деятельности в различных сферах. До настоящего времени не разработано общей теории информационных технологий (ИТ) как системы целостных взаимосвязанных приёмов, методов и средств обработки информации, не определены основные понятия ИТ [4].

Определение информационных технологий – ИТ, принятое ЮНЕСКО - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. В Федеральном законе № 149-ФЗ под информационными технологиями понимаются «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» [1]. В ГОСТ 34.003-90 данное понятие трактуется следующим образом: «информационные технологии – это приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных» [2]. В стандарте ISO/IEC 38500:2008 приведено такое определение: «информационные технологии – это ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации» [3]

Следовательно, можно сформулировать обобщенное всеобъемлющее понятие данного термина. Информационные технологии – это совокупность методов, способов и технических средств сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации, направленные на изменение ее состояния, формы или свойств, осуществляемые в интересах пользователя.

Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоёмкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

В последнее время широкое распространение получили термины безбумажная технология, интерактивная технология, технология программирования, технология проектирования баз данных, CALS (Continuous Acquisition and Lifecycle Suрроrt) - технология, сетевая технология, Internet-технология, технология анализа и реинжиниринга бизнес-процессов и др. Все они предполагают использование информации, т.е. любого вида сведений о предметах, фактах, понятиях предметной области [6].

Уровень конкуренции растет по всему миру: в различных отраслях деятельности и на различных рынках ежедневно появляются новые компании или индивидуальные предприниматели, которые стремятся занять ту или иную нишу в отрасли. В условиях динамично развивающегося рынка и усложнения его инфраструктуры одним из самых важных ресурсов становится информация. Владение информацией можно считать основным средством любой компании в конкурентной борьбе за достижение лидирующих позиций на рынке. Однако преимуществом является не столько сама информация, сколько умение ее извлекать, анализировать и применять в решении стратегически важных вопросов. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию, обеспечивать эффективные способы ее представления и визуализации, стали важным фактором конкурентоспособности и средством повышения эффективности управления всеми сферами деятельности предприятия [4].

ИТ основываются на достижениях в области компьютерной техники и высоких технологий, новейших средствах коммуникации, программного обеспечения и практического опыта. Современные ИТ-решения и ИТтехнологии призваны решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества [5].

Следует отметить, что сами по себе информационные технологии не являются конкурентным преимуществом. Они представляют собой инструмент, который позволяет повысить эффективность бизнеса, а, следовательно, влияет на уровень конкурентоспособности компании. Информационные технологии могут быть преимуществом перед конкурентами только в том случае, если они позволяют решить бизнес-задачу с такой эффективностью и результативностью, какую не могут обеспечить другие организационные, технические или мотивационные средства. Однако это будет считаться преимуществом до тех пор, пока конкуренты не начнут использовать эти ИТрешения на своих предприятиях [6]

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную отрасль деятельности;

сформировать мировой и государственный рынок информационных услуг;

образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений на фирмах, в банках, на биржах, в промышленности, торговле и других сферах за счет своевременного использования необходимой информации [4]

В процессе информатизации общества объем информации постоянно растет, большие потоки информации возникают по следующим причинам:

1) из-за чрезвычайно быстрого роста презентаций, отчетов и т.д.;

2) благодаря росту числа периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

3) в результате появления разнообразных данных: экономических, медицинских, географических и т.д. [5]

Взаимодействие информационных технологий и бизнеса проявляется в двух аспектах. Во-первых, информационные технологии являются инструментом, который повышает эффективность и конкурентоспособность предприятия. Во-вторых, наблюдается активное развитие бизнеса в Интернете, поэтому компаниям необходимо определять пути развития в этом перспективном направлении. Успешность бизнеса во многом зависит от правильного использования ИТ для эффективной поддержки ключевых бизнес-процессов предприятия. Наиболее распространенными ИТ в сфере бизнеса являются интегрированные информационные системы, позволяющие автоматизировать большинство сфер деятельности.

Практически все компании имеют web-сайты, на которых можно найти интересующую потребителя информацию. Около десяти лет назад начали появляться первые интернет-магазины, а сегодня многие крупные компании открыли свои представительства в Интернете, тем самым развивая и традиционный, и интернет-бизнес. Интернет стал популярной площадкой для рекламы: баннерная реклама на сайтах, контекстная реклама в поисковых системах. Многие из потребителей перед совершением какой-либо покупки просматривают информацию о товаре на сайте компании, на различных форумах. Таким образом, интернет-технологии стали важнейшим связующим звеном между продавцами и покупателями, поставщиками и заказчиками, партнерами по бизнесу и рекламодателями. Бизнес в Интернете имеет большие возможности и потенциал развития, перед ним открываются огромные перспективы. Для успешного развития любой бизнес в той или иной мере должен быть интегрирован в виртуальное пространство. Занимаясь развитием этого направления, компании всегда будут на шаг впереди тех, кто не уделяет этому внимания.

Таким образом, можно сделать вывод, что информационные технологии меняют характер конкуренции тремя способами. Во-первых, достижения в ИТ меняют структуру отрасли. Во-вторых, информационные технологии служат мощным и эффективным средством создания конкурентных преимуществ за счет снижения затрат, повышения производительности и проч. В-третьих, развитие информационных технологий порождает абсолютно новые виды бизнеса, что часто происходит на основе уже существующих компаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) https://base.garant.ru/12148555/

2. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ https://docs.cntd.ru/document/1200006979

3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 38500-2017 Национальный стандарт российской федерации. Информационные технологии стратегическое управление ИТ в организации https://docs.cntd.ru/document/1200146826

4. Крутин В.Ю. Информационные технологии в экономике — Екб., 2016 г. https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/14178/1/Krutin_Inf_tehnolg_ekonom_2016.pdf?ysclid=l9y3j1k8qk902623758

5. Терехов, А. Н., Ткаченко, С. Л. Политическая экономия информационно-коммуникационных технологий: место России на глобальном рынке [Текст] / А. Н . Терехов, С. Л. Ткаченко ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 312 с. — (Монографии ВШЭ: Социально-экономические науки). — 500 экз. — ISBN 978-5-7598-1914-1 (в пер.). — ISBN 978-5-7598-2017-8 (e-book).

6. Малахова Д.С., Лукьянов М.А., Иваев М.И. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ОПЫТ УСПЕШНОГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ — Международный научно-исследовательский журнал ▪ № 6 (120), с.89-90, 2020г.; https://research-journal.org/wp-content/uploads/2022/06/6-120-1.pdf#page=89

Просмотров работы: 32