Методики исследования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в экологическом образовании - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Методики исследования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в экологическом образовании

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном понимании, экологическое образование есть непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние социоприродной среды. Главной его целью является формирование экологической культуры, развитие экологического сознания, экологической ответственности личности [1].

В настоящее время в современной педагогике вопрос о диагностике познавательной активности дошкольников в экологическом образовании занимает одно из значительных мест.

Активизация познавательной активности является ведущей в процессе экологического образования, и в свою очередь успешность процесса экологического образования во многом зависит от наличия познавательной активности детей. Поэтому именно познавательная активность дошкольников позволяет оптимизировать весь образовательный процесс.

Как правило, выявить уровень познавательной активности у детей дошкольного возраста нужно не только в процессе обучения и его конце, но и в самом его начале, это позволит педагогу правильно выстраивать занятия с детьми [2].

В связи с этим, закономерно встает вопрос: как исследовать познавательную активность у детей старшего дошкольного возраста в экологическом образовании?

На данный момент существует большое множество методик, способствующих выявлению уровня познавательного интереса и активности у дошкольников, которые очень хорошо проявляются в экологическом образовании.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, нами были определены методики исследования уровня познавательной активности у дошкольников в экологическом образовании. Подобранные, для выявления уровня развития познавательной активности у дошкольников, методики в совокупности позволяют комплексно исследовать уровень развития познавательного интереса дошкольников, так как они направлены на изучение всех компонентов познавательной активности, выделенных для данной возрастной категории. Представим описание данных методик.

Во-первых, отметим, что наблюдение - является одним из самых простых и понятных методов изучения познавательной активности, достаточно лишь понаблюдать за детьми в процессе экологического обучения и проанализировать их деятельность по нескольким критериям:

1. Отсутствие отвлечений от занятий.

2. Сосредоточенность и внимание к основному содержанию занятия.

3. Стремление к самостоятельному размышлению.

4. Возникновение у воспитанников вопросов.

5. Нежелание прекращать занятие, сожаление по поводу их окончания.

6. Охотное и активное выполнение задания.

7. Общее оживление в связи с новым материалом на занятии.

8. Желание детей самостоятельно проверить на практике, сообщаемые педагогом факты и знания.

9. Инициатива детей на занятии (желание помочь воспитателю в уголке природы и т.п.).

Важно сказать, что не один из этих критериев, взятый сам по себе, не свидетельствует о познавательной активности, но их совокупность или наличие большинства из них присущи заинтересованному любому виду деятельности ребёнка. Но нельзя просто с помощью наблюдения и самостоятельного анализа поведения ребенка определить его познавательную активность, потому что данный способ не может быть применен в начале обучения, а на остальных его этапах это будет не совсем корректно. Для выявления познавательной активности необходимо не только наблюдать со стороны, но и использовать различные методики, которые не только упрощают исследование познавательной активности детей, но и будут предоставлять более точную, достоверную информацию.

Кроме этого, предлагаются такие методики исследования уровня познавательной активности у дошкольников в экологическом образовании.

Методика «Столкновение интересов».

Диагностическая методика «Маленький исследователь».

Методика «Древо желаний»

Методика «Столкновение интересов» автор Н.И. Гуткина. Цель: выяснить степень выраженности познавательного или игрового интереса (мотива) в экологическом обучении и общении.

Порядок проведения: в комнате, на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки. Ребенку предлагают в течение минуты рассмотреть их. Затем взрослый подзывает его к себе и предлагает посмотреть ролик о природе. На самом интересном месте просмотр прерывается, и у ребенка спрашивают, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или досмотреть ролик до конца?

Обработка данных: о доминировании познавательного интереса свидетельствует выбор ребенка: дети с выраженным познавательным интересом предпочитают посмотреть продолжение ролика, дети со слабым познавательным интересом предпочитают поиграть [3].

Диагностическая методика «Маленький исследователь» автора Л.Н. Прохоровой имеет целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового интереса (мотива) в экологическом обучении и общении.

Диагностическая методика «Маленький исследователь» предполагает выбор картинок со схематичным изображением уголка природы с разными интересными материалами и предметами, и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (игровой уголок, уголок художественно-эстетического творчества, уголок развивающей речевой среды).  Мы предложили детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе в группу пришел маленький исследователь. С чем бы ты порекомендовал ему позаниматься?»

Ответы записываются цифрами:

1 – игровой уголок;

2 – уголок художественно-эстетического творчества;

3 – уголок развивающей речевой среды;

4 - уголок природы.

За первый выбор засчитывается 1 балл, за второй – 2 балла, за третий - 3 балла, за четвертый - 4 балл [4].

Диагностическая методика «Древо желаний» разработчик В.С. Юркевич (авторская адаптация). Цель: изучение экологической познавательной активности детей (используются словесные ситуации).

Авторская адаптация заключается в том, что детям до проведения методики нужно провести занятие на тему природы, которое должно оставить у детей нерешенные вопросы, небольшое ощущение нехватки информации и желание задавать вопросы.

Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.).

Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера. Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше. Средний уровень познавательной потребности – от 3 ответов [5].

Несмотря на значительное внимание, уделяемое данной проблеме, на сегодняшний день нет общепризнанного понимания структуры исследования познавательной активности, отсутствует единая, удобная система выделения показателей, критериев познавательной активности, практически все методики проходят авторские адаптации и используются в широком спектре.

Итак, представленные методики подходят для исследования уровня познавательной активности дошкольников конкретно в экологическом образовании, этому способствует легкая интерпретация диагностик под экологическую тематику: видеоролики, беседы, схематические картинки про природу, экологию и окружающий мир.

Литература:

Моисеева Л.В. Экологическая педагогика: современный аспект // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 2. – С. 71-72.

Наука и школа: общероссийский научно-педагогический журнал. – М.: МПГУ, 2012. - № 5. - 200 с. 

Ходакова Н.Н. Развитие познавательных интересов у дошкольников // Инновации в науке. – Новосибирск : СибАК, 2016. − № 10. – С. 126-133.

Прохорова Л.Н. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС ДО: уч.-метод. пособие / под ред. Е.А. Кузнецова. – М.: Сфера, 2020. – 112 с.

Черняева И.Е. Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования постер-технологии // Вестник белгородского института развития образования. – Белгород : БелИРО, 2020. − № 3. – С. 58-64.

Просмотров работы: 293