Особенности детско-родительских отношений в период старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Особенности детско-родительских отношений в период старшего дошкольного возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Традиционно основным институтом развития и воспитания личности ребенка считается семья. Все дети сохраняют то, чему они научились в детстве, на протяжении всей своей жизни. Значимость семьи как института обоснована тем, что дети проводят в семье большую часть своей жизни, и ни какой другой институт не может конкурировать с семьей по влиянию на воспитание личности ребенка. Основы, для развития которой, закладываются именно здесь [1, 416 с].

С самого раннего возраста главной и единственной моделью социальных отношений для ребёнка является именно семья. В семье создается особая атмосфера, основанная на различных моделях взаимного влияния и взаимодействия. Благодаря этому мысли, даже не озвученные, могут быть поняты ребенком, проникая в его сознание, впоследствии проявляясь в его действиях. Все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны проблема семейного воспитания.

В современных семьях главное место отводится финансовым и бытовым проблемам. В результате у некоторых родителей возникает соблазн отодвинуть развитие своих детей на второе место и отстраниться от воспитания детей, в том числе от развития навыков общения. Такое бессознательное отношение к развитию своих детей может негативно повлиять на вступление ребенка в сложные взаимодействия с внешним миром и стать серьезным препятствием для того, чтобы завести новых друзей и справиться с трудными жизненными ситуациями.

Первое взаимодействие ребёнка с миром начинается с его родителей. Именно во время этого взаимодействия ребенком усваиваются правила плохого и хорошего общения с другими людьми. Поскольку маленькие дети очень чувствительны и внушаемы, родители не всегда осознанно обучают их правилам общения. Общаясь со своими детьми, родители передают модель собственных коммуникативных навыков. И эта модель не всегда полностью соответствует правилам и нормам, которые могут гарантировать гармоничное воспитание детей дошкольного возраста.

Рассмотрим положительные и отрицательные модели воспитания ребёнка. Есть семьи, в доме которых царит атмосфера взаимной поддержки, наполненная любовью, пониманием и состраданием. Это очень благодатно влияет на то, чтобы психическое развитие детей шло в правильном направление. Такая атмосфера учит детей позитивно взаимодействовать со своим окружением. Если родители внимательно относятся к жизни своих детей и уделяют время, чтобы поиграть с ними, поговорить, понять их проблемы, то ребенок получает эмоциональную защиту, что воспитывает его радостным, уравновешенным, гармонично развитым человеком, с высокой самооценкой. Такой ребёнок может быстрее справляться с негативными эмоциями и находить правильные решения для выхода из конфликтов и сложных жизненных ситуаций [5].

Однако в некоторых семьях преобладает недружелюбная, неприветливая и даже агрессивная атмосфера. Там существуют грубые авторитарные методы общения, присутствует резкое обрывание разговора, высмеивание проступков детей, безразличие к их проблемам и грубые выражения. Такие семьи чрезмерно требовательны, строги к детям, родители отвергают психологические потребности ребенка. Дети из такой негармоничной семьи становятся агрессивными, излишне осторожными или, наоборот, заискивающими и лживыми. Дети дошкольного возраста, не получившие родительской любви и ласки, испытывают большие трудности в установлении отношений с окружающим миром. Это связано с отсутствием у них гибкости и пластичности, неспособности адаптироваться к обстоятельствам. Психологическое состояние таких детей очень фрустрирующее, искаженное поведенческими моделями, навязанными им их семьями. Такие дети нуждаются в соответствующей помощи психолога.

Проблема взаимоотношений между родителями и детьми и их влияния на ребенка остается актуальной и серьезной на каждом этапе развития науки. Известные авторы, такие как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и другие, разбирали эту тему в своих работах.

Л.Г. Саготовская выделяет 6 типов отношений родителей к детям:

– чрезвычайно пристальное отношение, уверенность, что дети - главное в жизни;

– безразличное отношение к ребенку, к его запросам и интересам;

– эгоистического отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи;

– отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности;

– отношение ребенка как помехе в карьере и личных делах;

– уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей [2, 384 с].

Отношения между родителями и детьми – это сложный комплекс их взаимодействий, в котором родители, с одной стороны, являются неотъемлемой частью социальной и природной среды, а с другой – «конструкторами» поведения и агентам социализации ребенка. Основная цель семьи – воспитание полноценной нравственной личности [4, 216 с].

Семья – это величайшая ценность и неотъемлемая часть жизни каждого человека. Для каждого ребенка семья должна быть местом, где он окружен теплом, заботой и любовью, где он может чувствовать себя нужным и защищенным.

Список использованных источников

1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология : учеб. пособие / Н. В. Басова. – Ростов н / Д: Феникс, 2000. – 416 с.

2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М. : Логос, 1999. – 384 с.

3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 27 с.

4. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка. – М.: Воронеж, 1997 – 216 с.

5. Разумова, А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета – 2000. – №1 – С. 88-93.

Просмотров работы: 306