Проект "Незнайки в стране правил дорожного движения" - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Проект "Незнайки в стране правил дорожного движения"

Пушенко И.О. 1, Мосолов Д.А. 1, Осина Д.М. 1
1ФГБОУ ВО "МГТУ им.Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Улица для ребенка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.

Это положение находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых. Начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Сочинского и других проблема безопасности детей и по настоящее время актуальна. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.
Большинство дорожно-транспортных происшествий происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность [3].

Много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, в маршрутное такси. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:

процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;

потребность в движении преобладает над осторожностью;

стремление подражать взрослым;

недостаток знаний об источниках опасности;

неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

переоценка своих возможностей.

Работа по обучению правилам дорожного движения, воспитанию культуры поведения проводится в комплексе всего образовательного процесса. Правила дорожного движения регламентируют единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том числе и детей. Однако дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым, а по тому дословная трактовка правил дорожного движения, например, для дошкольников неприемлема [1].

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Ведь, для того чтобы выпустить ребенка в мир, задача взрослых частично подготовить к трудностям с которыми он столкнется. Одним из таких важных моментов станет правильное поведение на улицах и дорогах нашего поселка. Ответственная роль, отведенная ДОО, заключается в профилактике детского травматизма на дороге. Ведь дети, во-первых, не умеют осознанно действовать в той или иной обстановке, во-вторых, не владеют элементарными навыками безопасного поведения на улице, в транспорте и, в-третьих, у дошкольников не развита самостоятельность и ответственность за свои поступки [2].

В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Только за август по Челябинской области 2022 года погибло 28 детей, а ранено 383 ребенка [6 ]. Проект посвящен проблеме воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города. У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственно взрослым. Поэтому важно научить детей дорожной грамоте, правилам поведения на улице. Формирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Цельюнашего проекта является: формирование представлений ребенка о правилах дорожного движения. Дети узнают, что такое безопасность на дорогах, познакомиться с правилами дорожного движения [4].

Задачи проекта:

Продолжить знакомить детей с правилами дорожного движения.

Расширить знания детей о транспортных средствах.

Познакомить детей со значениями дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

Развивать наблюдательность и любознательность

Воспитывать умение ориентироваться на местности.

Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

Мы ожидаем следующие результаты:

Ребенок познакомится с правилами дорожного движения.

У ребенка повысится уровень ответственности за безопасность жизни.

Развитие активности, самостоятельности, самосознания.

Обогатится словарный запас новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, «зебра», перекресток, светофор, дорожные знаки.

Закрепление и обобщение у ребенка представлений о различных видах транспорта.

Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:

беседы с ребенком;

наблюдение за ребенком в ходе создания проекта, совместной, самостоятельной деятельности.

Мы создали мобильную доску, на которой можно показать любую дорожную ситуацию, чтобы объяснить с помощью нее детям, как правильно вести себя на дороге. Наша группа постаралась сделать интересный материал для обучения дошкольников правилам дорожного движения.

Наш проект представляет собой магнитную доску, будет все для правил дорожного движения (фигурки детей и взрослых, машины, дорожные знаки, светофоры). Эти все фигуры будут на магнитах и это позволят педагогу без труда показывать правила дорожного движения, также сами дети смогут отвечать на вопросы с помощью нашей доски, например: в каком месте можно переходить дорогу, дети ищут на доске пешеходный переход и перемещают фигурку ребенка по ней.

Также будет представлен электронный материал в виде интерактивной презентации с голосовым сопровождением. В этой презентации мы познакомим детей с правилами и знаками дорожно-транспортного движения, которые будут способствовать правильному поведению на улицах города.

Мы считаем, что это прекрасная альтернатива занятиям по технике безопасности на дорогах, не просто рассказывать детям правила, а показывать на практике.

Литература

Авдеева Н.Н., Князева Н.Л. , Стеркина Р.Б., Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство – пресс», 2012.

Зубарева, Ю. М. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах / Ю. М. Зубарева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 63-68.

Извекова Н.А. Правила дорожного движения: Учебное пособие для 3-го кл. – 10 изд. – М.: Просвещение.

Крутецкая В.А. Моя первая дорожная азбука в картинках. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2012.

Рублях В.Э. Правила дорожного движения: Учебное пособие для 1 кл. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 1985.

Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. - URL : http://stat.gibdd.ru/

Просмотров работы: 15