В современном мире у большинства детей не развита коммуникация. На это влияют множества разных факторов: родители, которые разрешают ребенку проводить свой досуг за телефонами и компьютерными играми, таким образом ребенок как бы отстраняется от реальности и умения коммуникации идет на спад; чрезмерная застенчивость и стеснительность ребенка, без подсказки и поддержки родителя ребенок не может обратиться к другому человеку, так как он не знает как это сделать, потому что ведущей за коммуникацию все время был родитель; неблагоприятная социальная среда может быть как в семье, так и в обществе, к примеру, большая активность и агрессивность других детей может погасит желание общаться с ними; природные факторы, у каждого человека индивидуальный тип нервной системы, считается, что интроверты (замкнутые и скрытые) склонны к минимальной коммуникации с окружающими людьми и многие другие причины.
Мы согласны с мнением Таратухиной Ю. В., что коммуникация - это социальное общение и взаимодействие между людьми, передача и обмен какой-либо информации, восприятие и понимание друг друга. Осуществляется коммуникация с помощью сообщений, речи [8].
Под термином «развитие» мы понимаем процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека [6].
Общение детей происходит на двух уровнях: «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый» [7].
У детей от рождения до 7 лет выделяют четыре формы общения со взрослыми:
ситуативно-личностное. Ведущая деятельность в первом полугодии жизни ребенка. Содержанием коммуникативной потребности в этом возрасте является удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Ведущим мотивом общения является личностный мотив. Взрослый выступает для ребенка источником внимания и ласки. Он же является первым объектом познания, на который направлено внимание и действия ребенка. Средствами общения служат экспрессивно-мимические операции (взгляды, улыбки, двигательное оживление, вокализация);
ситуативно-деловое, потребность в сотрудничестве с взрослым. Понятие «сотрудничество» объединяет в себе два компонента: деловое общение, объектом которого для ребенка является взрослый, и собственно предметное взаимодействие, в котором внимание ребенка направлено на предмет. Ребенку нужна поддержка и поощрение взрослого в действиях с предметами;
внеситуативно-познавательное, для познавательного общения ребенка со взрослым характерно: хорошее владение им речью, которое позволяет разговаривать со взрослым о вещах, находящихся вне ситуации общения; познавательные мотивы общения, любознательность (проявляется в вопросах); потребность ребенка в уважительном отношении со стороны взрослого;
внеситуативно-личностное, направлено на познание социального, а не предметного мира. Оно не включено в какую-либо другую деятельность и представляет собой общение в чистом виде. Внеситуативно-личностное общение протекает в форме эпизодов, имеющих самостоятельное значение для ребенка и не являющихся аспектом какого-либо иного сотрудничества со взрослым. Внеситуативно-личностное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих ребенка к коммуникации.
Общение с ровесниками [3]:
- контакты со сверстниками в десять раз более эмоционально насыщены и экспрессивны, сопровождаются яркими интонациями, криками, кривлянием и смехом. Они выражают различные эмоциональные состояния – от активного негодования до бурной радости, от нежности до драки. Повышенная эмоциональность общения детей отражает особую раскрепощенность, свободу, которую они ощущают среди сверстников;
- контакты детей характеризуются нестандартностью и не регламентированностью. В этих контактах отсутствуют жесткие нормы и правила, которые соблюдаются в общении со взрослыми. В общении со сверстниками дети более раскованны, используют непредсказуемые и нестандартные средства, принимают причудливые позы, издают необычнее возгласы, придумывают необычные сочетания звуков, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию;
- в контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого, а значит лучше узнать себя. В беседе каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга, поэтому она часто не получается, и более того, может привести к конфликтам и обидам;
- общение со сверстниками богаче по назначению и функциям, коммуникативным задачам. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны.
По мнению М.И. Лисиной, в сфере «ребенок-ребенок» детьми используются те же средства, что и в сфере «ребенок-взрослый», и к началу формирования коммуникативной деятельности (к трем годам) они, практически, уже владеют ими [4].
Игра – основной вид деятельности ребёнка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями и способностями. В игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развития ребёнка, вне игры нет воспитания личности [1].
Поэтому в качестве основных видов деятельности, формирующих навыки общения, используются следующие:
рассматривание рисунков и фотографий;
свободное и тематическое рисование;
упражнения подражательно-исполнительного характера;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные;
творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские;
В воспитательной работе по развитию коммуникативных навыков применяются разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры и упражнения и материалы.
Мы предлагаем несколько игр для развития коммуникативных умений старших дошкольников [2; 5]:
Игры для развития коммуникативных умений старших дошкольников.
Название игры |
Подготовка игры |
Ход игры |
Правила игры |
Клеевой ручеёк. |
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. |
В таком положении они преодолевают различные препятствия. 1. Подняться и сойти со стула. 2. Проползти под столом. 3. Обогнуть «широкое озеро». 4. Пробраться через «дремучий лес». 5. Спрятаться от диких животных. |
На протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. |
Небоскреб. |
Разделятся на команды по 5-6 человек. Складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка. |
Дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки. |
Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. |
Войди в круг — выйди из круга. |
Выбирают водящего, дети становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. |
Водящий всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. |
Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим. |
Живая картина |
Выбирают по считалке того, кто будет угадывать. Дети обговаривают какую картинку им придумать и как его назвать. |
Дети создают сюжетную сценку и замирают до тех пор, пока водящий не угадает название картинки. |
Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины». |
Клубочек |
Приготовить клубок ниток. дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре. |
Воспитатель намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. |
Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему. |
Применение этих игр поможет детям развить свои коммуникативные умения. Дошкольники смогут не только научиться общаться со сверстниками, но также и со взрослыми.
Список литературы:
Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - Москва: Форум, 2015. - 142 c.
Бабаян Н. В. Игры на развитие коммуникативности/ https://mcoip.ru/blog/2022/01/31/igry-na-razvitie-kommunikativnosti/
Василика М. А. Основы теории коммуникации:.- М.: Гардарики, 2006. - 615 с.
Лисина М. И. Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М. И. Лисиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985.—208 с.
Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб. Пособие для студ. Издательский центр «Академия», 2011. 288с.
Психологи детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана — СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 368 с.
Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб.— СПб.: Питер, 2009. — 304 с.
Таратухина, Ю. В. Деловые и межкультурные коммуникации : учеб. пособ. / Ю. В. Таратухина. — М. : Юрайт, 2016. — 462 с.