Сегодня эффективный образовательный процесс становится невозможным без использования цифровых технологий, которые обогащают традиционные педагогические технологии и методики.
Цифровые технологии в музыкальном образовании - это способ организации новой современной образовательной среды, с использованием информационных средств обучения и развития детей дошкольного возраста (телевизоры, компьютеры, музыкальный центр, проекторы, интерактивные доски). Растет интерес педагогов к цифровым технологиям, возможности использования их не только в работе с дошкольниками, но и с родителями. Также растет потребность ребенка к медиа среде, ведь с самого рождения его окружают разнообразная видео и аудио техника, электронные игрушки.
Актуальность использования цифровых технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных цифровых технологий в развитие музыкально-творческих способностей детей.
Использование цифровых технологий в системе музыкального воспитания и развития для повышения эффективности образовательного процесса, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом дошкольного образования, его стратегией. Использование в работе дошкольного общеобразовательного учреждения современных информационных технологий помогает делать музыкальное и художественно эстетическое развитие ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого дошкольного возраста, формирует творческие способности, положительные эмоции, благодаря ряду компонентов: богатому музыкальному сопровождению, телевизионному изображению, анимации, графике, звуку, звуковым и телевизионным эффектам.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.
Цифровые образовательные ресурсы разрабатываются как комплекс средств обучения, в которые входят:
- видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты исполнения музыкальных произведений юными исполнителями для создания эффекта сопричастности детей к созданию музыкальных образов, фрагменты народных праздников;
- анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют детям основные положения нового материала;
- синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения разных жанров и направлений; тематические рисунки, нотная графика, произведения изобразительного искусства;
- дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности детей, направленные на усвоение основных понятий.
- звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («минусовки» и «плюсовки»), которые дают возможность дошкольникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
- творческие (интерактивные) задания для дошкольников: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление нового материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры дошкольников.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально-дидактических игр.
Музыкально-ритмические движения, развивает у дошкольников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности.
Применение цифровых технологий при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, видеороликов. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.
Важно отметить, что цифровые технологии позволяют детям закреплять разученные движения, или танцевальные композиции самостоятельно, не только в образовательном учреждении, но и дома, что позволяет привлечь в совместную деятельность родителей и других членов семьи.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование цифровых технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому можно использовать электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту.
Применение цифровых технологий в музыкальном воспитании детей позволяет добиться следующих результатов:
‒ Повышение эффективности процесса обучения;
‒ Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ;
‒ Активизация познавательной деятельности детей;
‒ Создание единой информационной среды;
‒ Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.
Информационные технологии, является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание, обучение, а главное развить творческие способности ребенка. Использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.
Таким образом, благодаря использованию цифровых технологий, и данной методики уровень развития и сформированности музыкальных и творческих способностей дошкольников поднимается достаточно высоко. Перспективу развития своей музыкально образовательной деятельности музыкальные руководители видят в возможности использования цифровых технологий в развитии музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бекенова Д.У. Информационные технологии в музыкальном образовании/ Бекенова Д.У., Мухатаева Ж.А. – Текст://Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. научн. конф. 2013. 75 с. URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3328/ (дата обращения 15.10.2021).
2. Исправных Т.В. Информационные технологии на уроках музыки / Исправных Т.В.// Преподавание музыки. — 2010. -№ 10. –C. 15.
3. Резеткина, Т.П. Использование компьютерных технологий на уроке музыки как средство формирования педагогической культуры / Резеткина Т.П. 2013. 230 с. URL: http://ipk.ulstu.ru/? q=node/459 (дата обращения: 05.12.2015).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2019. 23 с. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 05.12.2021).