ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Касьянова А.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения.

Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д.

Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил при общении с взрослыми людьми и сверстниками в детском саду, на прогулке, основанных на уважении и доброжелательности, доброте к партнеру, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту, улице.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения не только между взрослым и ребенком, но и между детьми.

Какие качества в детях следует развивать? Нами предоставлен комплекс качеств человека, которые наиболее важны в построении культуры общения.

Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца.

Деликатность. Сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность. Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Доброжелательность. Духовно-нравственное качество личности, выражающее благорасположение, симпатию одного человека к другому, пожелание ему добра, блага, успеха; это способность человека радоваться чужим успехам, чужому счастью, чужой радости; это отсутствие зависти, мстительности и безразличия к людям; это умение прощать чужие ошибки, терпение к человеческим недостаткам.

Искренность. Составляющая честности, правдивости. Это всегда совпадение слов, мыслей и действий определённого человека или группы лиц. Личность не может считаться искренней, если она думает одно, говорит по-другому, а поступает абсолютно иначе. Это простыми словами качество человека, характеризующее его как личность. Этот критерий помогает установить степень открытости, честности индивида перед самим собой и окружающими.

Нами разработана картотека игр, которые направлены на воспитание в дошкольнике вежливости, доброжелательности и других положительных качеств личности (таблица 1).

Таблица 1 – Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников вежливости и доброжелательности

Название игры

Цель игры

Ход игры

Правила игры

«Наши имена»

помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.

Дети сидят на стульчиках. Каждый участник должен хлопнуть один (три) раз, повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, чётко назвать своё имя.

Обратить внимание и отметить, кто произнёс своё имя чётко, с гордостью; кто – тихо, словно оно ему неприятно.

«Вежливый котик»

Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.

Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

«Каждой вещи своё место»

Обогащать представления детей о многообразии предметного мира. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.

К ребятам приходит Маша – растеряша и рассказывает о своей беде: все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь найти каждой вещи своё место

По очереди помогать.

«В театре»

Объяснить детям элементарные правила поведения в театре; обучить детей правилам приобретения билета в театр и одновременно ввести в словарь детей этикетные выражения, необходимые при приобретении билета в театр.

Воспитатель громко объявляет детям, что приехал театр (звучит весёлая музыка). Предлагает детям приобрести билеты в волшебной кассе (касса работает исключительно на волшебных словах). Дети «покупают» билеты, благодарят кассира и занимают места на стульях (заранее расставленных). Мальчикам предлагается пропустить девочек, девочки благодарят мальчиков.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают знаки – символы: «Что нельзя делать во время просмотра представления». Хлопками дети приглашают артистов. После просмотра благодарят их.

«В гостях»

Учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми. Закрепить знания детей о гостевом этикете, формировать способность приобретения уверенности в себе, особенно навыков доброжелательного общения, обучать правилам поведения в гостях и при приёме гостей дома. Воспитывать умение быть радушным и приветливым.

Воспитатель сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У зайчика, который живёт у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли поблагодарить зайчика за угощение и попрощаться с ним.

«У меня зазвонил телефон»

Дать понятие, что такое телефон: - это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаём о здоровье близких и друзей, договариваемся о месте и времени встречи. Знакомить детей с правилами телефонного разговора. Объяснить, что первым заканчивает разговор старший по возрасту и положению, девочка в разговоре с мальчиком. Упражнять детей в умении соблюдать этикет телефонного разговора в различных ситуациях.

Выбираем два участника, которые сменяются другими детьми, жюри из 3 – 4 детей, которое определяет, кто выполнил все условия игры лучше всех.

Раздаётся телефонный звонок, надо как можно скорее взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, не задевая столы, стулья.

Аккуратно поднять трубку с рычажков и сказать «алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады.

«Хорошо или плохо?»

Формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

Воспитатель демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д.

Детям следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично и правильно, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, деятельности, повседневных моментах, в значительной мере предотвращает между ними конфликты, ссоры, неприятные случаи.

Просмотров работы: 55