Когнитивные карты, их достоинства и применение - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Когнитивные карты, их достоинства и применение

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Когнтивные карты (они же ментальные или mindmap) - это древовидная схема, с ответвлениями, говорящий о какой-либо задаче. С её помощью можно не только хорошо визуализировать идею, но и структурировать и анализировать.

Психолог Тони Бьюзен - первый, кто научился составлять интеллектуальные карты. Он изучил клетки мозга, которые отвечали за передачу информации нейронам и сделал вывод, что с помощью изображений и цвета человек лучше воспринимает информацию, увеличивается способность запоминать её, а также улучшается обучение[1].

Согласно исследованиям Дэвида Болей[2], показатели людей, использующие ментальные карты улучшились на 10,18%, что явно показывало о пользе самих карт.

В наше время ментальные карты используются буквально повсюду: от учебников младших классов, до структур больших бизнесов. И это не просто так, ведь спектр их достоинств достаточно широк. Ментальные карты позволяют:

Наглядно выделить конкретную идею какого-либо бизнеса;

Наглядно демонстрировать имеющиеся данные, которые гораздо легче воспринять;

Разобрать глобальную задачу на «подзадачи» и разобрать каждую;

Составить и добавить креативные решения;

Запустить идею практически и творчески.

На приведённом ниже (рис.1) примере наглядно видно, насколько проще разобраться в каком-либо вопросе при помощи ментальной карты, нежели перечитывать текс. В данном случае, это был ГОСТ 34.602 - 2020 о «Техническое задание на создание автоматизированной системы»[3]

Из этой карты понятно достаточно много, как оформляется этот ГОСТ, где его применяют, его содержание и состав.
Для того, чтобы самому сделать такую карту, нужно определиться с некоторыми вещами:

А) Где именно будет интеллектуальная карта, на бумаге или в электронном варианте.

Б) Обозначить саму идею, вокруг которой строиться главная мысль.

В) Добавить ответвления, которые будут говорить о самой идее. В моем случаи эти ответвления были «состав и содержание», «правила оформления» и тд.
Г) Разбить категории на подкатегории, так станет легче разбираться как в самой карте, так и по вопросу в целом.

Д) Позаботиться о деталях. Добавить картинки, или пояснения, если это нужно.

Также можно порекомендовать такие сервисы для создания ментальной карты, как MindMup[4] и MindMapMaker[5]. Это те сервисы, которыми авторы неоднократно пользовался при создании ментальной карты.
Подводя итог рассматриваемой в статье темы, следует сказать, что интеллектуальная карта - это удобный инструмент для анализа, планирования и принятия решений. С её помощью можно объяснить не только сложные темы детям или не знающему человеку, но и структурировать бизнес идею для более быстрого анализа.

Рисунок 1- Когнитивная карта ГОСТ 34.602 - 2020

«Техническое задание на создание автоматизированной системы»

Список используемой литературы:

Radiant thinking and the use of the mind map in nurse practitioner education. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23550549/

Use of Premade Mind Maps to Enhance Simulation Learning. URL: https://www.academia.edu/170224/Use_of_Premade_Mind_Maps_to_Enhance_Simulation_Learning

ГОСТ 34.602 - 2020 о «Техническое задание на создание автоматизированной системы». URL: https://www.swrit.ru/doc/gost34/34.602-2020.pdf

MindMup. URL: https://www.mindmup.com

Mind Map Maker. URL: https://app.mindmapmaker.org/#m:new

Просмотров работы: 118