В настоящее время возрастает актуальность проблемы гражданско-правовых знаний взрослых и детей.
Среди функций, которые выполняет ДОО в системе образования, большое место занимает воспитание основ правового сознания детей дошкольного возраста, формирование у них элементарных представлений о своих правах и свободах, развитие уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Основные права детей изложены в таких документах, как «Конвенция о правах ребенка» [1], Конституция Российской Федерации [2], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [4], Семейный кодекс РФ [3].
Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению. К сожалению, как отмечают многие исследователи и собственные педагогические наблюдения, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования, т.к. именно в этот момент, наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний.
При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира.
В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
Образование и право, выступая в роли социальных институтов, роль которых в обществе исключительно высока, органически взаимосвязаны между собой. Важное место занимает образование в правовом пространстве и право в образовательном пространстве. Целесообразно выделить три такие основные грани: право на образование, образовательное право, правовое образование.
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.
Работа по защите прав и достоинств ребенка в дошкольном учреждении значима и необходима. Наблюдая за детьми, родители сделали вывод, что ребята стали внимательнее относиться друг другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку.
Продолжением работы по правовому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях города Магнитогорска стали многочисленные праздники, развлечения. Дети с увлечением исполняют роли сказочных героев, учат друг друга правам ребенка.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем правового сознания, объяснять смысл нравственной нормы и значимость её выполнения.
Цель проекта – просвещение детей дошкольного возраста и их родителей в сфере правовой культуры посредством «Правовой энциклопедии дошкольников в картинках».
Обоснование проблемы: в настоящее время не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. В следствие чего, ущемляются права детей дошкольного возраста из-за отсутствия правовых знаний у законных представителей. Как известно, незнание законов, не освобождает от ответственности.
Задачи проекта :
1. Формирование команды, выбор единомышленников.
2. Поиск темы проекта.
3. Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующие правовой статус ребенка в Российской Федерации (Конституция РФ, Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Семейный кодекс Российской Федерации».
4. Проведение опроса у старших дошкольников на тему: «Права ребенка» в МДОУ «Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Магнитогорска.
5. Поиск художников-оформителей для создания продукта проекта.
6. Разработка «Правовой энциклопедии дошкольников в картинках».
7. Просвещение дошкольников и их родителей по правой культуре дошкольника.
Продуктовым результатом проекта стала книга «Правовая энциклопедия дошкольников в картинках».
Таким образом, обобщая все вышесказанное отмечаем, что проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.
Литература
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс]. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ[Электронный ресурс]. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/