Групповая форма работы на занятиях по английскому языку - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Групповая форма работы на занятиях по английскому языку

Колотушкина М.А. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Преподавание иностранного языка – сложный и трудоемкий процесс, для достижения результатов в котором необходимы разные методики и формы работы. Обучая языку, преподаватель должен равномерно разделять деятельность учащихся, уметь сохранять баланс. Методика преподавания содержит в себе большое количество различных теорий, практик, схем и форм работы на занятиях, и каждая из них по-своему эффективна. Но не стоит забывать, что иностранный язык – это, прежде всего, развитие коммуникативной компетенции, а значит, наиболее эффективной формой практики является именно групповая форма работы, благодаря которой происходит погружение учащихся в англоязычную среду. Многие педагоги не считают упомянутую форму работы на уроке достаточно эффективной и поэтому не уделяют ей достаточного внимания. Но у рассматриваемой нами методики достаточно преимуществ.

Для точного отражения эффективности групповой формы работы необходимо дать ей определение. Групповая форма работы – это принцип планирования учебного занятия, в процессе которого учащиеся активно взаимодействуют друг с другом посредством изучаемого ими иностранного языка. Чаще всего количество участников группы не превышает 5-6 человек, но все зависит от целей занятия и количества учащихся в классе.

Цельюгрупповой формы работы является не результат выполняемого группой задания, а сам процесс выполнения его коллективом, приобретение учащимися необходимых навыков коммуникации, налаживание климата в классе.Групповая форма работы подразделяется учеными на два вида: дифференцированную и однородную.

Однородная групповая работа ставит целью выполнение небольшими по количеству участников группами одного для всех задания.Дифференцированная предполагает выполнение разными группами отличающихся друг от друга заданий (3).

В методике преподавания также выделяются формы групповой работы: работа в триадах, бригадная и звеньевая.Каждая из них по-своему эффективна взависимости от целей, что ставит перед учебным занятием педагог. Триадная и бригадная формы достаточно схожи между собой, но первая чаще используется при быстром тестировании учителем остаточных знаний учащихся, а вторая – при закреплении пройденного с достаточно объемным материалом. Общим у этих двух форм является непостоянность участников группы. В отличие от звеньевой формы, в которой урок за уроком соблюдается состав группы, парная и бригадная формы подразумевают под собой постоянно изменяющиеся ученические коллективы(4).

Эффективностьгрупповой формы работы напрямую зависит от правильного распределения учащихся по группам, поэтому необходимо со всей серьезностью подойти к этапу формирования. Зачастую ученые выделяют три основных метода образования:

по определенным признакам: по месту жительства, по знаку зодиака, по интересам, по психологической совместимости, по решению учителя и др. Интересным шагом будет объединить учащихся в группы, но не озвучить признак,по которому именно они находятся в одном коллективе, чтобы учащиеся во время его выяснения смогли как можно безболезненнее снять напряжение и неловкость и быстрее выйти на контакт друг с другом.

по собственному предпочтению: данный метод используется, когда целью учителя на планируемом занятии является не сплочение коллектива, а только лишь тренировка коммуникативных навыков или выполнение объемного задания, т.к. учащимся требуется меньше времени для налаживания связи.

по методу жребия или случайности: при использовании данного принципа учитель обычно использует предметы одинакового цвета, онлайн-инструмент для создания групп. Эффективнее будет данный метод в сплоченном и дружном классе, иначе можно спровоцировать конфликт (к примеру, если в одной группе окажется двое достаточно сильных учеников, обладающих примерно одинаковым авторитетом) (2).

Но не стоит забывать и о размещении групп учащихся. Этот фактор играет важную роль в процессе планирования урока. Такая форма работы на занятиях подразумевает наличие у каждой группы своего отдельного рабочего места со всеми необходимыми материалами и достаточным количеством свободного места, чтобы учащиеся могли в случае необходимости свободного передвигаться по помещению (2).

Как уже упоминалось выше, от правильно составленных учебных групп напрямую зависит результат всего занятия по английскому языку, поэтому подходить к данному шагу стоит не только со всей ответственностью, но и хорошими знаниями межличностных отношений в классе и климатом внутри ученического коллектива. При корректном проведении уроков на основе групповой формы работы учителем формируются такие компетенции, как:

уменьшение (или в лучшем случае отсутствие) страхаперед использованием английского языка. Используя иностранный язык в коммуникации со сверстниками, учащийся намного меньше боится совершить ошибку грамматического, фонетического или другого плана, потому что не чувствует авторитет человека, владеющего английским на более высоком уровне, а значит, использует его в общении намного охотнее. Для свободного использования английского языка необходимо почувствовать защищенность и комфорт;

повышение мотивации. Чаще всего в коллективе учащиеся желают показать себя с лучшей стороны, доказать свою важность в работе, поэтому улучшают свои навыки и мотивируют своими успехами других.

улучшение климата в коллективе.Работая в группе, учащиеся учатся доверять друг другу, разделять обязанности, оценивать свои и чужие силы, принимать факт того, что группа – единое целое, а значит, за ошибку одного будут отвечать и другие тоже. Поэтому они стараются поддерживать друг друга, улучшать навыки за счет общения. Общая цель сплочает, сглаживает углы, учит видеть положительные для всего коллектива черты отдельных его членов.

прочное усвоение знаний.Многократное повторение изученной информации увеличивает вероятность отложения ее в долговременную память, а групповая форма работы подразумевает под собой обсуждение одной информации с несколькими партнерами, что увеличивает число ассоциативных связей, и следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала (1).

чувство ответственности. При проведении учителем занятия по английскому языку, основанном на методе фронтальной формы работы, учащийся отвечает только за себя – он один решает каким будет ответ, нужно ли ему записывать или делать что-то, сам отвечает за свои ошибки или бездействие. При выборе групповой формы работы учитель делает акцент на самостоятельной работе учащихся в группах, при которой они решают все внутри коллектива, а педагог играет роль наставника или судьи. Ученик понимает, что теперь он отвечает не только за свой личный результат, но и за успех всех своих товарищей, а значит, ответственнее подходит к выборам ответа или выполнению заданий.

развитие когнитивных способностей,которые не присущи индивидуальному обучению, а именно: успешному решению проблемных задач, способности сотрудничать, развитию созидательных способностей, такихкак умение пойти на риск, продуктивный спор, полемику, успешное выполнение своей роли.

воспитание толерантности и развитие обще-учебных умений, а именно – умение слушать и слышать других участников группы, уважать чужие взгляды на решение поставленных проблем, находить компромисс, аргументировать свою позицию. В коллективе учащиеся учатся ставить желание большинства выше собственных интересов ради успеха общего дела.

Работа в группе на занятиях по английскому языку может способствовать расширению словарных запасов учащихся, заполнению пробелов в знаниях необходимых конструкций и улучшению произношения в связи со схожими интересами учащихся и желанием не уступать другим в чем-либо (4).

Весомым аргументом в пользу групповой формы работы является и использование данной формы как в очном, так и в дистанционном формате. Современное общество понимает всю важность умения работать в дистанционном формате, поэтому усвоение данной компетенции пойдет на пользу современным учащимся.

Групповая форма работы является неотъемлемой частью занятия по английскому языку в связи с формирующимися у учащихся коммуникативными навыками.Преподавателю необходимо серьезно подходить к процессу формирования групп и планирования их работы, ведь от данных этапов зависит конечный результат учебного занятия. При планировании урока не стоит пренебрегать анализом межличностных отношений и общим климатом в классе.

Исходя из всего выше сказанного следует, что преимущества групповой формы работы на занятиях по английскому языку более чем очевидны. Но не стоит забывать, что описываемая форма работы наиболее эффективна в определенных случаях и зачастую, для получения необходимого результата, её нужно комбинировать с традиционными методами обучения.

Список литературы

Пухова А.В. Организация групповой работы на уроках английского языка в средней школе // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018023066/ ( дата обращения: 28.09.2022)

Старченко, Д. В. Особенности групповой работы при обучении иностранному языку / Д. В. Старченко. — Текст : электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gruppovoy-raboty-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 05.10.2022).

Ускорникова, В. А. Групповые приёмы работы в начальной школе / В. А. Ускорникова. — Текст : электронный // Всероссийский педагогический журнал «Современный урок» : [сайт]. — URL: https://www.1urok.ru/categories/22/articles/12157 (дата обращения: 05.10.2022).

С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997

Просмотров работы: 18