ПЛАТФОРМА ZOOM ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИДЕОУРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПЛАТФОРМА ZOOM ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИДЕОУРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Сафонов П.Д. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Платформа Zoom была создана в 2013 году. Её создателем выступила американская компания коммуникационных технологий Zoom Video Communications. Основная задача новой платформы заключалась в образовании системы, которая будет объединять видеоконференции, онлайн встречи, чат и мобильную совместную работу. Всеобщему распространению программы способствовала пандемия, в условиях которой произошёл всплеск спроса на сервисы для видеоконференций. Во время пандемии генеральный директор компании собственноручно зарегистрировал несколько бесплатных профилей для школ, перешедших на дистанционную систему обучения, и на примере показал преимущества данного сервиса, чем привлёк многие образовательные организации во всём мире (4).

В условиях дистанционного формата при обучении в средней школе программа Zoom предоставляет большой выбор методов работы с учениками, а также дополнительных функций, позволяющих сделать онлайн-обучение более удобным и эффективным. На этапе ознакомления с учебным материалом можно использовать демонстрацию экрана, доску сообщений, чат, реакции. Для отработки материала помимо вышеперечисленных инструментов можно воспользоваться функцией сессионных залов, которые позволяют делить учащихся на группы. Комбинация данных инструментов отлично подходит для практики письменной и устной речи.

Демонстрация экрана является одной из самых используемых функций платформы Zoom. Данный инструмент удобен для объяснения нового учебного материала или выполнения тренировочных упражнений. С помощью этой функции можно демонстрировать экран устройства и в реальном времени использовать различные учебные материалы для визуализации изучаемой темы, в том числе аудио и видеофайлы (1). Совместно с демонстрацией экрана возможно подключить функцию комментирования, которая позволяет выделить те моменты, на которые необходимо обратить особое внимание или выполнить различные упражнения, например, соединить слова и картинки, решить кроссворд и т.д. Демонстрировать свои тексты и презентации могут и обучающиеся, если педагог применит соответствующий пункт в настройках конференции. А при помощи функции «Совместное использование экрана» педагог может корректировать работу ученика. Таким образом можно осуществлять практику монологической речи в формате доклада с презентацией или проверку домашнего задания. Zoom удобен ещё и тем, что позволяет демонстрировать не весь экран, а только выбранную пользователем программу.

Ещё одним средством работы с учениками является доска сообщений, которая представляет собой интерактивную онлайн-доску для записей или рисования. Ею можно пользоваться как обычной школьной доской: во время объяснения учебного материала на ней можно записывать примеры, работать с текстом, а в конце урока написать домашнее задание. Здесь доступны функции стирания, перемещения, редактирования. Все записи на доске автоматически сохраняются, и в случае необходимости можно вернуться к доске позднее или отправить записи после занятия учащимся в формате изображения. Если воспользоваться функцией «Дистанционное управление», то ученики тоже смогут писать на доске.

Программа Zoom имеет необходимый функционал для практики диалогической речи. В ней имеется возможность создавать необходимое количество сессионных залов. Разбивка обучающихся на пары или группы может осуществляться автоматически или произвольно, при этом участники одного зала, выполняя задания, не слышат и не видят участников из других залов. Преподаватель во время онлайн занятия может выходить из видеоконференции из одной группы и присоединиться к другой, оказывая ученикам помощь в случае возникновения затруднений. Функцию можно использовать при совместном выполнении и проверки заданий, работе над диалогом и т.д. Разным группам учеников можно предложить задания в соответствии с их языковым уровнем.

Зал ожидания защищает от присоединения к конференции случайных людей, получивших ссылку на вступление. Чтобы в конференцию не вошли незнакомые люди, непосредственно перед занятием можно дать ученикам установку, чтобы они заходили исключительно под своим именем.

В Zoom присутствуют реакции, с помощью которых ученики могут выразить какую-нибудь эмоцию или совершить определенное действие, например, поднять руку.

Возможность применять и изменять виртуальный фон в обучении иностранному языку со школьниками позволяет погрузиться в тему урока. Например, во время изучения достопримечательностей страны изучаемого языка учитель может наглядно продемонстрировать культурные объекты, поставив соответствующий фон. Данная функция полезна также в случае, если у участника конференции обстановка в помещении не самая удачная для демонстрации. Помимо готовых шаблонов фона имеется возможность загрузить свои собственные изображения.

В Zoom все участники конференции могут в режиме реального времени комментировать происходящее с помощью текста. С этой целью в приложении создан чат, который позволяет отправлять краткие сообщения. Возможность обращения возможна не только ко всем присутствующим, но и к конкретному участнику конференции. Платформа даёт моментальный сигнал о поступлении сообщения. Во встроенном чате ученики также могут задать интересующий их вопрос, не перебивая учителя. С помощью чата можно обмениваться файлами, что может помочь, например, при отправке домашнего задания или вводить новые лексические единицы. В чате также можно проводить диктанты в качестве практики письменной речи.

Следует отметить, что платформа может осуществлять видеозапись учебного занятия. Полученная запись может оказаться полезной отсутствующим ученикам, которые вынуждены проходить тему урока самостоятельно. Просмотреть видеозапись урока обучающийся может в любое удобное для него время (2).

Опросы. Данную функцию можно использовать для проведения коротких тестов с одним или несколькими правильными ответами, а также для проведения анкетирования в конце урока с целью рефлексии. Опрос предусматривает выбор одного из представленных ответов, максимальное количество ответов составляет 10. К сожалению, они доступны только в платной версии приложения, однако эту функцию можно реализовывать и иным способом: с помощью использования функции демонстрации экрана и личного чата. Учитель показывает тест на своём экране, а ученики пишут варианты ответов в личные сообщения педагога. После окончания работы чат можно сохранить. (3).

Базовые возможности сервиса Zoom доступны совершенно бесплатно. Но данный тариф подразумевает ряд ограничений. Максимальная длительность видеозвонка составляет сорок минут. Чтобы снять это ограничение и расширить возможности сервиса, существуют платные тарифы «Профессиональный» и «Бизнес». Для проведения урока достаточного тарифа «Профессиональный», который от базового отличается отсутствием лимита проведения конференции по времени и наличием облачного хранилища в размере 5 гигабайт для хранения записей урока. К сожалению, оплата картами банков России в 2022 году недоступна, поэтому приходится пользоваться сторонними сервисами, картами иностранных банков или помощью знакомых, живущих за рубежом.

Таким образом, платформа Zoom, используя различные инструменты, позволяет достичь образовательных целей на занятиях по иностранному языку во время дистанционного обучения. Сервис даёт возможность проводить занятия в режиме реального времени, способствует эффективному развитию видов речевой деятельности, а также формированию и развитию необходимых учебно-познавательных способностей обучающихся, что крайне необходимо для дальнейшего изучения иностранного языка.

Список литературы

1. Гудкова Л. В. Использование платформы Zoom в процессе обучения иностранному языку в средней школе и вузе.URL: https://disk.yandex.ru/i/PCi8Pwxj-nGGBw

2. Минеева О. А., Ляшенко М. С., Борщевская Ю. М. Дидактические возможности программы Zoom для организации дистанционного обучения иностранному языку в вузе. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44348038

3. Фотеева В. Н., Яковлева Е. А. Актуальность использования платформы Zoom для занятий по иностранному языку. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47464405

4. Краткая история компании: ZOOM (Зум). URL: https://www.youtube.com/watch?v=BdZ1naxL92o

Просмотров работы: 8