В современном обществе увеличивается роль иностранного языка как средства общения. Специфика в изучении иностранного языка содержится в приобретении некоторых навыков и умений, а социальные формы организации работы на занятиях должны проходить в условиях совместной работы.
Для организации занятий по иностранному языку существуют различные формы работы, такие как фронтальная (преподаватель работает сразу со всеми учащимися), индивидуальная (каждый ученик работает самостоятельно), парная (работа выполняется двумя учащимися) и групповая (объединенные в группу ученики выполнят работу совместно). Коллективные формы работы – парная и групповая – основаны на личностно-ориентированном подходе, создают атмосферу комфортности и свободы, тем самым стимулируя обучающегося на изучение иностранного языка.
Парная работа в учебном процессе — это вид совместной деятельности, в рамках которой участники пары решают поставленную задачу, общаясь друг с другом на изучаемом языке. Она способствует формированию адекватной самооценки, самокоррекции, анализу чувств, мыслей, взглядов, миропонимания обучающегося, т.е. его рефлексивной деятельности, обладает свойством мотивировать к самостоятельному учению (2, с. 1).
Работая в паре, обучающиеся выстраивают свою работу таким образом, чтобы выполнить ее совместно. Здесь стоит отметить, что задание должно быть дано так, чтобы ученик не смог выполнить его индивидуально. Меняется роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу пары в правильное русло (5, с. 28).
Эффективность парной работы связана с возможностью выполнять ряд разновидных задач, таких как возможность всем ученикам включиться в образовательный процесс, повышение мотивации к обучению, развитие коммуникативной компетенции, развитие черт характера, снятие психологического барьера и т.д.
Для детализации парной формы работы не стоит забывать и о структуре совместной деятельности, которая состоит из следующих звеньев: мотивационно-ориентировочное звено (учащиеся анализируют условия и свои возможности для выполнения поставленной задачи), исполнительное звено (актуализация имеющихся познаний при выполнении ряда учебных действий и задач сообща или индивидуально), контрольно-оценочное звено (взаимный контроль выполненных заданий и оценка результатов).
Важно отметить, что существуют следующие принципы организации парной работы: ученики зависят друг от друга; учащиеся выполняют работу в равных долях; каждый ученик несет ответственность за другого и др.
В методической литературе в настоящее время разработано большое количество видов парной работы. Хорошим примером задания для парной формы работы может стать "взаимный диктант". В данном виде заданий учащимся выдаются два одинаковых текста с пропущенными словами, которые есть у одного ученика, и которые отсутствуют у другого. В результате работы должен получиться законченный текст.
Существует и другая форма взаимного диктанта. При взаимных диктантах (по Г. А. Ривину) один из учащихся диктует свой текст другому, потом – наоборот. По окончанию ученики проверяют работу друг друга, после чего проводится работа над ошибками (1, с. 3).
Парная работа очень эффективна в обучении диалогической речи. Например, диалог, когда учащимся нужно узнать больше информации друг от друга. Учащиеся узнают, как друг у друга дела; рассказывают о своей семье, а другой ученик расспрашивает у него больше информации о каждом члене его семьи; описывает свою квартиру и т.д.
Другим примером упражнения парной формы работы является «Ток-шоу», представляющее собой свободный обмен мнениями между ведущим и участниками телепередачи, посвященной какой-либо актуальной теме. Ток-шоу проводится с целью информирования, привлечения внимания аудитории к обсуждаемой проблеме, формирования, определенного к ней отношения, совместного поиска путей решения (3, с. 81). В данной форме работы ведущий, которым может быть учитель, задает разнообразные вопросы каждой паре, после чего учащиеся обсуждают её между собой в паре и дают ответ, учитель, в свою очередь, может задавать уточняющие вопросы.
Методика Ривина-Баженова, или методика взаимопроверки индивидуальных заданий необходима для закрепления пройденного материала и отработки навыков. Преподаватель даёт задания разной трудности и разных видов по одной или нескольким изученным темам. Ученики совместно проводят устный анализ первых заданий, затем сами выполняют в тетради. После этого учащиеся, чередуясь, восстанавливают процесс решения задания. Если один из учеников совершил ошибку, то он может её исправить (1, с. 3).
Однако важно правильно организовать сам процесс работы в паре. При организации совместной деятельности обучающихся задачей учителя является обеспечение активного участия каждого ученика в течение всего занятия. Преподавателю следует задать направление урока. Инструкции по проведению работы должны быть логичными и понятными для всех. Важно, чтобы преподаватель не вмешивался в работу учеников, а только направлял. Необходимо отметить, что оценивается выполнение задания ни одного человека, а пары.
При проведении занятий с одной группой обучающихся предпочтительно постоянно менять принцип создания пары, чтобы не допускать возникновения постоянно действующих пар, поскольку это в большой степени влияет на снижение мотивации к учебной деятельности из-за отсутствия новизны и неожиданности (4, с. 24).
Кроме того, важно сформировать правильно пару. Существует пять вариантов формирования пары: статистическая пара, пара «сильный – слабый», пара сменного состава, динамическая пара и вариационная пара. Важно отметить, что нежелательно объединять в пару двух «слабых» учеников; не нужно принуждать ученика к работе в паре, если он того не хочет; необходимо соблюдать время работы в паре.
Стоит учитывать, что могут возникнуть некоторые сложности при парной форме работы. Первое, на что необходимо обратить свое внимание – это шум в классе. В данном случае необходимо напомнить учащимся, что их партнер находится рядом, и не нужно шуметь. Но не стоит забывать, что рабочий шум всегда будет присутствовать. Следующее, на что нужно обратить внимание – описание работы. От описания работы зависит понимание учениками выполнения задания. Если педагог некорректно описал упражнение, то учащиеся не поймут, что требует от них педагог. Стоит переспросить у обучающихся всё ли было понятно, если нет, то объяснить более простым языком.
Парная форма работы создает подходящую среду для изучения языка, а также помогает наладить связь между учащимися и учителями. Когда учащиеся работают над заданием, они обязаны получать обратную связь, как от второго ученика, так и учителя. От учителя нужно получать обратную связь, когда возникают вопросы насчёт задания, чтобы не допустить ошибку.
Работа в парах представляется эффективным методом для изучения языков. Учителя, которые на постоянной основе применяют парную форму обучения, добиваются более хороших результатов, нежели те учителя, которые занимаются со своими учениками фронтальной формой работы, поэтому надлежит добавлять парную работы для изучения иностранного языка.
Список литературы
Минаева, Е. В. Парная работа в учебной деятельности начальной школы / Е. В. Минаева, Т. И. Булдыгерова, И. В. Фомичева // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – №12 (часть 2). – С. 455-459.
Ревкова, Е. В. Результативность работы в однородных и разнородных по уровню знаний парах на занятиях по иностранному языку на примере отдельно взятого задания / Е. В. Ревкова, И. М. Санькова // Universum: психология и образование. – 2017. – №4(34). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultativnost-raboty-v-odnorodnyh-i-raznorodnyh-po-urovnyu-znaniy-parah-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-na-primere-otdelno-vzyatogo (дата обращения: 15.09.2022).
Тукаева, О. Е. Активизация взаимодействия студентов на занятиях по иностранному языку / О. Е. Тукаева // Евсевьевские чтения. Серия: Лингвистика и методика: междисциплинарный подход: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых "53-и Евсевьевские чтения"/ под общ. ред. Л. Е. Бабушкина. – Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, 2017. – С. 79-84.
Тутова, Я. И. Социальные формы работы обучающихся как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка на уровне ООО / Я. И. Тутова // Педагогический поиск. – 2020. – №1. – С. 23-25.
Ширшова, Е. С. Технология парной работы на уроках английского языка / Е. С. Ширшова // Современные педагогические технологии обучения иностранному языку: сборник межрегиональной научно-практической конференции / под общ. ред. М. А. Калмыкова, Ж. В. Офицерова. – Дубна: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Центр развития образования города Дубны Московской области» (ЦРО), 2020. – С. 28-32.