ОНЛАЙН-ТЕСТЫ GOOGLE FORMS В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОНЛАЙН-ТЕСТЫ GOOGLE FORMS В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Хаметова В.Р. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из важных этапов среди всех действий учителя, которые он выполняет в ходе урока иностранного языка, является оценка и контроль знаний. Как известно, контроль знаний может выполнять обучающие и оценивающие функции, то есть он позволяет ученикам увидеть свой текущий прогресс, и ученики могут заострить внимание на плохо поддающиеся им умения и навыки, а также получить оценку усвоения материала. Одним из важнейших инструментов при осуществлении контрольных мероприятий являются онлайн-тесты, которые представляется возможность сформировать с помощью сервиса Google Forms.

Роль тестирования имеет особое значение при обучении иностранному языку. С помощью заданий в тестовой форме можно определить не только уровень сформированности коммуникативной компетенции у обучаемых, а также готовность к обобщению на изучаемом языке.

Кроме того, к преимуществам тестирования как формы контроля относят: высокую степень дифференциации тестируемых по уровню знаний, возможность определения качественного и количественного состояния обученности на каждом этапе обучения, объективность оценивания, единовременный охват большого количества обучающихся, возможность применения теста в качестве тренировочного упражнения (1, с. 51).

В процессе обучения ИЯ тестирование проводится для выявления у обучающегося: уровня достижения в определенном виде деятельности, способностей к определенному виду деятельности, трудностей в овладении тем или иным видом деятельности и возможных способов их преодоления (3, с. 23).

При выборе сервиса тестирования следует глубже рассматривать преимущества и функционал, не забывая также учитывать недостатки. Сервисы Google, например, имеют преимущество перед некоторыми другими сервисами: с помощью одного аккаунта учащиеся могут легко получить доступ ко всем платформам Google, по большей части они бесплатны и понятны в использовании, у сервисов Google высокий технический потенциал.

Всего в Google Forms можно выбрать 11 типов ответа для тестов: краткий ответ «текст (строка)», развёрнутый ответ «текст (абзац)», один из списка, несколько из списка, раскрывающийся выбор, загрузка файлов в качестве ответа, шкала, сетка (множественный выбор), сетка флажков, дата, время.

В рамках исследования был создан тест на тему “Degrees of Comparison of Adjectives”, включающий в себя все перечисленные выше типы вопросов. Рассмотрим каждый из них подробней.

Краткий ответ «Текст (строка)»

В данном типе вопроса важно указать в описании, названии или инструкции к прохождению, с какого регистра следует писать ответ, иначе правильный ответ может засчитаться как неверный. Вопросбылсформулировантак: “Give the comparative degree of the adjective "bad"”. Из 10 человек, проходивших тест, 8 внимательно прочитали инструкцию перед прохождением и справились с задачей, и 2 человека введи правильный ответ, но не с того регистра, что привело к ошибке.

Развёрнутый ответ «Текст (абзац)»

В этом типе вопроса невозможно выбрать один вариант правильного ответа, поэтому его следует проверять вручную. Формулировкабылатакой: “Can you explain the rule of comparative degree of adjectives in English?”. Все участники справились с заданием, однако описывали свои мысли по-разному.

Один из списка

Такой тип задания удобен для использования, когда надо выделить один правильный ответ среди неправильных. В этом случае можно поставить автоматическую проверку ответа, что значительно упрощает процесс проверки и оценки теста. Вопросбылсформулировантакимобразом: “What is the comparative degree of the adjective "beautiful"? С вопросом этого типа успешно справились 9 из 10 респондентов.

Несколько из списка

Задания подобного типа дают возможность множественного ответа, от двух и более, где можно добавить вариант «Другое», куда можно записать личный ответ, которого нет в тесте. В данном типе вопроса также можно эффективно воспользоваться функцией «Проверка ответов», с помощью которой можно указать необходимое минимальное количество ответов. Если не использовать вариант ответа «другое», то можно настроить автопроверку, указав верные ответы. Все респонденты справились с вопросом “What adjectives from this list are in comparative form?” , который был составлен таким типом задания.

Раскрывающийся выбор

Сущность этого типа вопросов не отличается значительно от заданий, где нужно выбрать один ответ, однако визуально они отличаются. Если в случае с типом «Один из списка» мы сразу видим варианты ответа, то при «Раскрывающемся выборе» присутствует одно поле выбора, после нажатия на который открывается перечень вариантов. Также как и в первом случае есть возможность указать правильный ответ для автоматической проверки. В вопросе использовалась формулировка “Choose right variant” и предлагалось 3 выбора среди раскрывающегося выбора. С таким типом задания в Тесте справились все респонденты.

Загрузка файлов в качестве ответа

Данные задания, на мой взгляд, творчески направлены и, несмотря на то, что проверяются вручную, заслуживают внимания. В качестве файла можно загрузить фотографию с камеры устройства, из Google Фото, Google Диск или Google поиск картинок или видео из YouTube (по поиску названия или ссылке на выгруженное видео). Есть возможность выбрать нужный максимальный объём памяти для формы: от 1 мб до 10 гб. СоставленныйдляисследованияТествключалвсебявопрос-просьбу “Send а picture of any animal that moves FASTER than turtle but SLOWER than cheetah”. Все опрошенные прислали подходящие фотографии своих питомцев или фото из Интернета.

Шкала

Тип задания «Шкала» удобнее применять в опросах, связанных с мнением и оценкой, они хорошо подойдут для рефлексивных вопросов. Кроме того, их удобно использовать, когда необходима дифференциация от одного качества к противоположному. В составленном тесте, например, такой тип задания используется для сравнения двух объектов на изображени­я­ – “Compare these pictures. Is Anna's hair shorter or longer than Olga's? ”. С вопросом справились все респонденты. Правильный ответ для проверки указать, к сожалению, нельзя, поэтому учителю придётся прибегнуть к проверке самому.

Сетка (множественный выбор) и Сетка флажков

Оба эти типа включают в себя возможность создать сетки из строк и столбцов ответов, которые можно применить в разном ключе. Разница заключается в том, что в случае с типом «Сетка (множественный выбор)» будет доступен один выбор в каждой строке, тогда как в «Сетке флажков» множество выборов допустимы в одной строке. В таких типах заданий можно поставить флажок «Требовать обязательное заполнение всех строк», чтобы респонденты не пропустили ответ на вопрос по ошибке. Вопрос с типом задания «Сетка флажков» звучал так: “Answer the question honestly”. Этот вопрос был использован в качестве рефлексии. Вопрос с типом задания «Сетка (множественный выбор)» был составлен так: “Choose one right variant to fill the gaps in each line (строка)”, где на каждую строку был свой единственный ответ в столбцах. Эти типы задания оказались сложнее для выполнения, чем предыдущие.

Дата и Время

Последние типы заданий могут быть использованы для статистики даты и времени прохождения тестов, однако в некоторых случаях, например, если дело касается исторических тестов, можно использовать их как полноценный вопрос по теме. Мнойбылисформулированытакиевопросы: “Choose any day that was EARLIER than the 1st of October of 2022” и “Choose any time that is LATER than 8 o'clock”. Такие вопросы в тестах нужно проверять вручную, так как типы заданий не подразумевают заполнения правильного ответа. Вместо него можно добавить пояснение, которое респондент увидит после отправки формы.

Обращаясь к вопросам о техническом потенциале сервиса, можно отметить, что формы Google позволяют увидеть, как будет выглядеть опрос, прежде чем отправить его получателям. Мы можем отправить форму по электронной почте, интегрировать ее в наш веб-сайт или отправить ссылку через социальные сети или любым другим способом (4, с. 36).

Для каждого вопроса можно добавить «Описание», куда можно включить инструкцию к прохождению того или иного вопроса. Рядом находится функция «Проверка ответов», с помощью которой можно указать регулярные выражения, которые должны присутствовать в ответе или минимальное с максимальным количества ответов или количество символов для ответа в зависимости от типа вопроса.

Если нужно создать масштабный опрос, можно воспользоваться функцией «Добавить раздел». Данная функция хороша при составлении контрольных работ, где есть разделы.

Время, установленное на выполнение теста, также можно ограничить. С помощью функции «Отправить» сайт создает уникальную ссылку для доступа к прохождению теста, но доступ может быть ограничен в виде функции «Принимать ответы». (2, с. 136)

Сервис Google Forms позволяет создать неограниченное количество вопросов и получить неограниченное количество ответов, в то время как другие инструменты для проведения опросов требуют оплаты в зависимости от количества вопросов и получателей. Кроме того, Google Forms сохраняют полученные отзывы, чтобы можно было их детально проанализировать (4, с. 36). Google-формы дают возможность поставить оценку за каждый вопрос, и, соответственно, могут предоставлять подробную информацию о баллах.

Особо полезна функция обозначения обязательных к ответу вопросов с помощью символа "*", которая дает преимущество, заключающееся в том, чтобы ни один учащийся не пропустил вопросы.

В работе с сервисом Google Forms можно найти некоторые недочёты, помимо тех, что уже были рассмотрены на примере составленного теста: при такой форме проверки знаний представляется сложным ограничить учеников от ресурсов, которыми они могут злоупотребить; при использовании Google Forms возможно столкнуться с такой сложностью, как обязательная проверка таких типов задания как «Развёрнутый ответ», «Загрузка файлов в качестве ответа», и в некоторых случаях «Дата» и «Время», так как ответ невозможно проверить с помощью машинизированного алгоритма.

В целом опыт использования Гугл-тестирования показал, что такого рода контроль очень удобен и имеет ряд положительных аспектов, которые отличают его от традиционных методов контроля. С помощью Google Forms возможно не только контролировать усвоение уже пройденного материала, но и получать новые грамматические и лексические знания за счёт высокого технического потенциала.

К сожалению, с помощью Google Forms невозможно осуществить контроль таких аспектов и типов заданий, которые направлены на определение освоения непосредственно коммуникативных умений и навыков, а именно говорения. Если задания на аудирование можно составить с помощью загрузки аудио- или видеоматериала, который демонстрирует аутентичную речь, то развивать навыки говорения посредствам сервиса тестирования пока что не представляется возможным.

Следует сказать, что использование сервисов тестирования не заменяет преподавателя, и изучение языка посредствам одной лишь работы с тестами не будет достаточно эффективно. Однако использование, сопутствующее с курированием обучения педагогом, даст удивительные результаты.

Список литературы:

Кузьмина, Л. Г. Возможности Google Forms для организации контроля по иностранному языку/ Л.Г. Кузьмина, Ю. Ю. Самодурова// Английский для нефилологов. Проблемы ESP. – 2016. – С. 49-55.

Лавриненко, И. Ю. Опыт использования гугл-форм в образовательном процессе (на материале обучения иностранному языку)/ И. Ю. Лавриненко // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2021. – №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-ispolzovaniya-gugl-form-v-obrazovatelnom-protsesse-na-materiale-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 14.09.2022).

Скибинская, А.А. Онлайн сервисы тестирования как инструменты контроля и оценки результатов обучения иностранного языка: на примере английского языка: магистерская диссертация лингвистика: 45.04.02 / Скибинская Ангелина Анатольевна – Томск, 2018. – 88 с.

Sivakumar, R. Google Forms in education/ Dr. R. Sivakumar// Journal of Contemporary Educational Research and Innovations. – 2019. – vol.– №1. – P.35-39. URL: https://www.researchgate.net/publication/332781549_GOOGLE_FORMS_IN_EDUCATION (дата обращения: 15.09.2022).

Просмотров работы: 57