Письмо как продуктивный вид речевой деятельности - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Письмо как продуктивный вид речевой деятельности

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современности остро встал вопрос о необходимости обучения письменной речи в средней школе наряду с другими видами речевой деятельности. Именно продуктивной стороне письма пока еще мало обучают на уроках иностранного языка. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня  обученности другим видам речевой деятельности.

Речевая деятельность - вид деятельности, который обладает предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из четырех последовательных фаз (1):

Ориентировка. На этом этапе обучающийся определяет цель, адресата и содержание речи;

Планирование. На этом этапе обучающийся планирует не только содержание, но и форму речи, подбирает наиболее подходящие выразительные языковые средства;

Реализация речевого плана. С помощью письма реализуется опосредованное общение: обучающийся не видит реакцию адресата, но может предугадывать ее;

Контроль. Обучающийся в процессе контроля во времени практически не ограничен. Перечитывая написанный текст, он проверяет, насколько адекватно использованная форма речи передает замысел высказывания.

Речевая деятельность людей может входить в другую, более широкую деятельность, например общественно-производственную, познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью.

По характеру выполняемой роли в процессе общения виды речевая деятельность дифференцируются на инициальные и реактивные. Говорение и письмо являются инициальными процессами общения, стимулирующими слушание и чтение. Слушание и чтение выступают в качестве ответных реактивных процессов и в то же время являются условием говорения (письма). При этом они являются внутренне не менее активными, чем процесс говорения.

По направленности осуществляемого человеком речевого действия на прием или передачу речевого сообщения виды речевой деятельности разделяются на рецептивные и продуктивные. С помощью рецептивных видов (слушание, чтение) человек осуществляет восприятие и последующую переработку речевого сообщения. С помощью продуктивных типов (говорения, письма) человек осуществляет передачу сообщения.

Кроме того, выделяется отдельный вид речевой деятельности – медиация (т.е. языковое посредничество), которое рассматривается, наряду с продукцией, рецепцией и интеракцией, в качестве отдельного вида речевой деятельности.

Письмо – «деятельность, направленная на графическую фиксацию речи и её элементов» (4). Результатом письма как вида речевой деятельности является письменное высказывание, письменный текст.

Как вид письменной деятельности, языковые навыки могут основываться на связях между моторными, визуальными, графическими и речемоторными, слуховыми образами. Эти связи осваиваются в графических и орфографических умениях, которые представляют собой материальную основу письменной речи. Формирование навыков письма, то есть овладение речевыми механизмами, основано на устной речи, приобретаемой изучающими иностранный язык на их родном языке. Письменная речь также связана с чтением, поэтому в психофизиологическом механизме чтения и письма есть общий элемент: визуальная графика зрительных навыков. Таким образом, слуховые и речевые двигательные образы дополняют друг друга в этих двух типах речевой деятельности. «Письмо - это кодирование идей, присутствующих во внутренней речи, в графических символах, чтение - это кодирование этих графических символов в речемоторных кодах внутренней речи (внутреннее) или чтение внешней речи вслух» (5).

В практике изучения иностранных языков письмо используется в двух аспектах:

как цель обучения, т. е. овладение принципами построения письменного высказывания на иностранном языке, выработка умения свободно и правильно выражать мысли на иностранном языке в письменной форме;

как средство обучения, как средство запоминания и закрепления в памяти языкового материала (лексического и грамматического).

Рассмотрим каждый аспект поподробнее. Письмо выступает в роли цели обучения иностранному языку преимущественно на начальном этапе обучения, так как именно на начальном этапе необходимо заложить прочные основы графических и орфографических навыков, чтобы обеспечить обучающимся возможность пользоваться письмом на последующих этапах обучения. На среднем этапе обучения продолжается работа по формированию орфографических навыков. Широко используется запись как метод обучения иностранному языку: обучающиеся записывают новые лексические единицы, их сочетания, предложения, что способствует лучшему запоминанию материала.

На старшем этапе письмо используется в качестве средства для усвоения лексико-грамматического материала. На данном этапе преобладают задания на списывание, преобразование с опорой на справочный материал (грамматический справочник, словарь иностранных слов, список неправильных глаголов, двуязычные словари).

Двусторонний подход отображает неоспоримо важную роль письменной речи при обучении иностранному языку. Письмо приводит к умению самостоятельно совершать логические операции, способствует формированию прочных навыков других видов речевой деятельности. Особое значение письменной речи прекрасно подчеркивается А. А. Леонтьевым: «Письменная речь доводит все характеристики, свойственные устной логической речи, до их логического завершения. Она является, в частности, наиболее производительным видом речи: выбирая языковые средства, мы не просто приспосабливаем их к задачам коммуникации, а сознательно оцениваем степень их пригодности, иногда отказываясь от высказывания уже осуществлённого полностью или частично» (3).

Программа по иностранным языкам для средней школы указывает, что «письмо играет служебную роль: оно является средством, способствующим развитию умения и навыков устной речи и чтения, а также успешному усвоению нового языкового материала». Программа не предъявляет специальных требований к развитию письменной речи учащихся, и в то же время перечень программных требований по видам речевой деятельности предполагает знание основных параметров письменной речи.

Отечественными методистами (2) выделяются два аспекта при обучении письму:

1) работа над техникой письма (развитие навыков орфографии, каллиграфии и графики)

2) развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка, предлагается использовать списывание слов, предложений, написание буквосочетаний слов, заполнение пропусков в словах и предложениях; орфографические игры (например, кроссворды, загадки); диктанты при работе над техникой письма.

Кроме того, выделяются следующие основные типы упражнений обучению письму:

списывание;

запись на слух;

свободные и творческие диктанты;

упражнения в письме;

составление планов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что важным аспектом при изучении английского языка, является обучение письменной стороне речи английского языка. Несмотря на то, что письмо, согласно государственному образовательному стандарту является целью обучения, фактически оно часто все еще рассматривается как средство, а в теории обучения остаются неразработанными вопросы подходов к обучению письму в школе, что неизбежно приводит к недостаточным практическим результатам. Кроме того, было выявлено, что если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать аспекты письма в обучении иностранному языку, использовать упражнения, соответствующие цели, выполнять эти упражнения комплексно с использованием разнообразных средств обучения, то речь обучающихся становится богаче и логичнее. Таким образом, можно сделать вывод о том, что обучение продуктивной стороне письменной речи является неотъемлемой и важной частью содержания обучения английскому языку в средней школе.

Список литературы

Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1982. — Т. 2.

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М., 2003.

Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А.А.Леонтьев.-М., 1991.

Утробина, А.А. Методика преподавания и изучения иностранных языков / А.А. Утробина - М., С. 77-78.

Michael Dean “Writing skills for intermediate learners of English” -2012y.

Просмотров работы: 486