Первое двадцатилетие ХХI века ознаменовалось кардинальными переменами в жизни российского общества. Основной причиной преобразований стала глобальная цифровизация социально-экономического пространства страны и ориентация на цифровую экономику. В этой связи в России реализуется проект «Кадры для цифровой экономики» [9]. «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [8]. Наступила эпоха, когда интернет интегрирован во все сферы человеческой жизни, в том числе и такие важные, как образование на всех его уровнях, мыслимое как качественное возобновление кадровых ресурсов.
В настоящее время проблема позиционирования педагогов в социальных сетях приобретает масштабный характер. Так в статье [7] описывается ситуация молодого воспитателя, разместившего в социальных сетях свои фотографии. Многим родителям данные публикации показались откровенными и после их жалоб педагога уволили. Педагогическое сообщество разделилось на две части: одна половина общественности считает, что современный педагог может открыто демонстрировать свою личную жизнь в социальных сетях и мессенджерах, а вторая – что педагог, являясь авторитетом для обучающихся и их родителей, должен быть приватен и не афишировать свою жизнь и тем более показывать фотографии компрометирующего характера. Хотя в целом о необходимости открытости педагога для участников образовательных отношений в цифровом пространстве говорит большинство фолловеров. Одно из высказываний звучало буквально так, что «педагог без социальных сетей – устаревший педагог». Действительно, педагогический коллектив в настоящее время молодеет и социальные сети являются неотъемлемой частью педагогического процесса.
По мнению Самсоновой О.С. [4] социальная сеть определяется как онлайн-сервис, позволяющий устанавливать социальные связи, строить взаимоотношения и распространять разнообразную информацию. Наличие личных информационных ресурсов педагогов в интернете (которые могут быть реализованы через социальные сети педагогов) считается важным критерием оценки профессиональной деятельности педагогов. Современные родители больше получают информацию через интернет, нежели через информационные стенды. Поэтому ведение социальных сетей педагогом является не столько популярным новшеством, сколько необходимой частью образовательного процесса, особенно в период введения карантинных ограничений и самоизоляции.
Как показала практика, социальные сети – лучший способ взаимодействия воспитателя, родителей и воспитанников в период дистанционного образования. На фоне указанных тенденций проблема подготовки современного воспитателя, готового ориентироваться и работать в стремительно развивающейся цифровой образовательной среде, представляется особенно актуальной.
Можно сказать, что современное образование и качество подготовки современного педагога претерпевает трансформацию под действием факторов внешней среды, а именно:
цифровизация;
формирование новой модели взаимоотношения участников образовательных отношений;
разработка новых педагогических подходов в образовании зумеров;
позиционирование педагогов в цифровом пространстве и качество оставляемого ими цифрового следа.
В настоящее время педагогу и общественности в целом необходимо определить роль и место в цифровом VUCA-мире.
VUCA-мир – это представление о современном мире как о нестабильной, неоднозначной среде, в которой тяжело делать точные прогнозы и рассчитывать на исполнение всех планов и целей.
Акроним VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity – нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность) характеризуется:
нестабильность- нестабильность ситуации и внезапные изменения по своей природе, объему, динамике и скорости;
неопределенность - нет информации для планирования будущего и проектирования последствий;
сложность - подразумевает ситуации, где большой объем информации и связанных между собой элементов;
неоднозначность - нет определенных правил игры.
Традиционное образование считается консервативной формой, а развитие современных технологией меняет наше представление о способах получения знаний и заставляет переосмыслить педагогический подход.
Педагог - профессионал, занимающейся воспитательской и преподавательской работой. [5]
На сегодняшний день понятие педагог становится архаичным, традиционное представление о педагоге как трансляторе знаний уходит в прошлое. Так в Атласе современных профессий [1] уже представлены новые специалисты и их компетенции, среди них:
Игромастер – профессионал по созданию и организации различных обучающих игр, в том числе сопровождение игр с использованием симулятора. Геймификация стала трендом в последние годы, поэтому такой специалист как игромастер очень актуален в дошкольном образование.
Игромастер должен обладать такими надпрофессиональными навыками как:
Системное мышление – умение вычислять и решать сложные системы, в том числе системная инженерия.
Наличие творческого мышления и развитие эстетического вкуса.
Навыки межотраслевой коммуникации – понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в различных отраслях
Умение активно работать с командой, определенными группами или отдельными людьми.
Многоязычие и мультикультурность – свободное владение иностранным языком и знание второго языка, понимание культурного и национального фона стран-партнеров, понимание особенностей деятельности в других секторах странах.
Стоит также добавить такое профессиональное качество педагога как мультитаскинг, т. е, способность решать несколько задач одновременно.
Еще одной профессией будущего разработчики Атласа современных профессий называют игропедагога. Это эксперт, создающий образовательные программы с использованием игровых методов, выступает в роли. Игропедагог ставит перед образовательной задачей виды деятельности детей, включая наблюдение, взаимодействие с предметами, пение и музыку, лепку, аппликации, рисование, математические операции, чтение и письмо. Удовольствие от игры стимулирует пытливый ум детей. Игра способствует приобретению детьми необходимых знаний и навыков и модификации их поведения. Игропедагог должен обладать такими умениями и навыками как игромастер. Что в свою очередь означает что современный педагог также должен обладать навыками в сфере геймификации.
Организатор проектного обучения – является экспертом по формированию и организации образовательных программ, ориентированных на подготовку и реализацию проектов из реальной экономической и социальной сферы, а также по изучению теоретического материала. Теоретическое обучение является необходимой вспомогательной деятельностью. Такой специалист должен обладать такими качествами как:
Умение управлять процессами и проектами.
Навыки межотраслевого общения - понимание различных технологий, процессов и рыночных условий в смежных и несмежных отраслях.
Должен обладать хорошим эстетическим чувством и уметь художественно творить.
Системное мышление – умение вычислять и решать сложные системы, в том числе системная инженерия.
Клиентоориентированность и способность работать в соответствие с требованиями клиентов.
Умение активно работать с командой, определенными группами или отдельными людьми.
Экопроповедник – специалист по разработке и проведению образовательных программ для детей и взрослых по экологически безопасному образу жизни (например, предотвращение чрезмерного потребления, разделение и сбор отходов, экологический образ жизни и т.д.) и программ по экологически безопасным методам производства для обрабатывающей промышленности. Экопроводник должен обладать такими надпрофессиональными навыками как:
Экологическое мышление.
Системное мышление - способность определять сложные системы и работать с ними, включая системную инженерию.
Умение активно работать с командой, определенными группами или отдельными людьми.
Навыки межотраслевого общения - понимание различных технологий, процессов и рыночных условий в смежных и несмежных отраслях.
Умение управлять процессами и проектами.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод, что современный педагог дошкольной образовательной организации с одной стороны должен осуществлять присмотр и уход за детьми, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования [], а с другой – владеть цифровыми технологии и использовать их в реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Специалисты Университета Иннополис разработали чек-лист, согласно которому современный педагог должен владеть знаниями и умениями в сфере:
сервисов для конференцсвязи (яндекс-телемост, webinar и др.);
инструментами для командной работы (miro, sBoard);
для создания интерактивного контента (Mentimeter);
книги и др.
Как отмечают авторы статьи «Готовность дошкольной образовательной организации к цифровой трансформации» [2] современные педагоги ориентируются в своей работе только на использование стандартных программных продуктов Offis и не выражают активное желание повышать свою квалификацию в этой сфере.
Также в работе «Профилактика стресса у педагогических работников общеобразовательной организации посредством цифровых технологий» [3] педагог все больше оказывается подвержен психологическим атакам и стрессам, вызванным как раз необходимостью публично заявлять о себе и своей профессиональной деятельности, открыто демонстрировать свои профессиональные умения и навыки.
В этой связи возникает проблема здоровьесбережения педагогов в цифровой образовательной среде, успешного внедрения в педагогический процесс цифровых платформ и инструментов, а также эффективное позиционирование педагогических работников в онлайн-мире.
Таким образом, можно сделать вывод, что позиционирование педагога в онлайн-пространстве стало неотъемлемой составляющей имиджа педагога и залога его успеха в карьере.
Список использованных источников
Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная Литература, 2020. – 456 с.
Пустовойтова О.В. Готовность дошкольной образовательной организации к цифровой трансформации // О.В. Пустовойтова, Н.А. Шепилова, Л.А. Яковлева, Д.П. Курникова / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2022. № 4. С. 111-128.
Пустовойтова О.В. Профилактика стресса у педагогических работников общеобразовательной организации посредством цифровых технологий // О.В. Пустовойтова, К.Р. Хундрякова, А.А. Яковлева / В сборнике: МИР ДЕТСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ. сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2021. С. 156-159.
Социальные сети и сетевые сообщества как показатели эффективности в обучении современных школ информатике. – URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4719
Толковый словарь Ушакова.- URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/922834
Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». – URL: https://digitalskills.center/fp
Что можно делать педагогу в социальных сетях. - URL: https://tagilcity.ru/tilda/2017-10-05/razdetstvo-chto-mozhno-delat-pedagogam-nizhnego-tagila-v-sotssetyah-165681
Что такое цифровая экономика? Технологии формирующие цифровую экономику в России и мире. - URL: https://mining-cryptocurrency.ru/cifrovaya-ehkonomika/
Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение Ч-80 [Текст]: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. ; науч. ред. Л. М. Гохберг ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 82 с.