Использование информационных технологий в развитии детей с нарушением слуха - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Использование информационных технологий в развитии детей с нарушением слуха

Пустовойтова О.В. 1, Маннапова Ю.М. 1
1ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Дети с ограничениями по слуху плохо воспринимают речь и другие звуки, они слышат их как тихие и неразборчивые. Таким образом, дети с нарушением слуха не просто дети, а особенные дети. Следовательно, возникает вопрос: «Как же обучать особенных детей?».

Научные исследования Л.С. Выготского [3], Р.М. Боскис [2] и других позволили установить, что особенности дефекта каждой категории детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших) накладывают определенный отпечаток на развитие речи и развитие их познавательной сферы.

Частичная недостаточность слуха у слабослышащих детей приводит к нарушению речевого развития. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20–50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50–70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Диапазон слышимых звуков по высоте сильно варьирует у разных детей. У одних он почти неограничен, у других — приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от1000 до 4000 Гц).

Обучение детей с нарушением слуха нужно вести с максимальной опорой на средства наглядности. В связи с этим новые перспективы для создания благоприятных условий обучения открывает применение инновационных технологий в специальном образовании, которые так активно внедряются в современные школы.

Формирование произношения детей с нарушением слуха – это не что иное, как развитие коммуникативных умений. Поскольку произносительные умения-речь, объединяют в себе все составляющие: звукопроизношение, сформированность разных структурных уровней языка. Вопрос о развитии коммуникативных умений ребенка, о формировании его личностных качеств и психических процессов, а также о том, насколько уютно чувствует он себя в детском коллективе – это одно из первых звеньев в системе общественного воспитания и воспитания детей.

Дети с нарушениями слуха овладевают устной речью только в условиях специального обучения, которое строится на основе использования остаточного слуха с привлечением зрительного, тактильного, двигательного, кинестетического анализаторов, а также широкого применения технических средств обучения (звукоусиливающей аппаратуры, вибраторов, визуальных приборов) - современных информационных технологий.

 Исследования Т.Г. Богдановой [1], Е. Г. Речицкой [5] и другие показали, что одной из основных проблем в развитии познавательных процессов детей с нарушениями слуха является низкая концентрация и устойчивость внимания. У глухих детей особенности развития внимания связаны с тем, что у них большое значение имеет зрительное восприятие, и основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор (считывание с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека, восприятие дактильной речи – на положение пальцев рук. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании глухого ребенка).

     Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, этим детям необходимо больше времени на объяснение содержания информации, что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности.

Продуктивность внимания у глухих дошкольников в большей степени зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала, в этом случае дети допускают меньше ошибок. В связи с этим при обучении и воспитании детей с нарушениями слуха используются различные средства наглядности (одни для привлечения непроизвольного внимания, другие для развития произвольного внимания). Воспитателю необходимо использование информационно-компьютерных технологий в работе с такими детьми, что позволит чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития открытой образовательной системы.

Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в интернете.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка и давая огромные возможности учителю-дефектологу дифференцировать предлагаемый материал на занятиях с минимальными затратами времени.

Информационные технологии в работе с детьми рассматриваются как компонент целостной системы обучения. Что объединяет не только развитие речи и слуха, но и общее развитие личности [4].

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс развития произносительных умений у школьников с нарушенным слухом, позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем воспринимаемой информации и самостоятельной работы учащихся.

При условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках обычного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

Применение ИКТ в работе: 

Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация).

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов.

Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.

Использование презентаций, созданных в программе РowerРoint, для повышения педагогической компетентности родителей в процессе проведения родительских собраний.

Программа MicrosoftPowerPoint в изготовлении презентаций к урокам, с применением на интерактивных досках, относится к классу так называемых мультимедиа технологий в силу того, что позволяет сочетать одновременно возможности текстового и графического редакторов, анимацию (движение объектов), звук и видео. Применительно к условиям коррекционного обучения такой вид представления информации имеет особое значение, поскольку позволяет учесть специфику каждой категории учащихся и задействовать различные сохранные анализаторы.

Методическая ценность MicrosoftPowerPoint этим не ограничивается. Как уже говорилось, это программа служит для создания презентаций. Презентация представляет собой последовательность слайдов, или «электронных страниц» (по аналогии с книгой). При этом алгоритмы (или схемы) построения презентации, ее структура, могут задаваться произвольно, так, как требуется создателю презентации. Структура презентации может быть линейной, разветвленной, циклической и смешанной.

Использование ярких рисунков, интересных, необычных заданий, включённых в презентацию к уроку, способствует повышению интереса к родному языку у школьников, позволяет в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляет широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.

Применение информационных технологий также актуально и при работе с родителями. Любой родитель, при желании может использовать презентации, сделанные учителем-дефектологом индивидуально для каждого ребёнка – тренировать его дома, на персональном компьютере. Такой вид работы уже применяется педагогами в случае отсутствия ребёнка на занятиях с сурдопедагогом в силу различных причин, что позволяет не пропускать уроки ребёнком и не отставать по программе. При условии обученности родителей по работе с детьми в данной программе.

Применение и использование современных инновационных технологий сопряжено с определенными трудностями, которые связаны с ограниченностью информации о современных информационных ресурсах, отсутствием специального компьютерного и программного обеспечения, недостаточной компетентностью педагогов в вопросах их использования, а также функциональные ограничения учащихся. Если же преодолеть эти трудности, то с помощью инновационных технологий можно имеющиеся недостатки в развитии ребёнка, облегчить или открыть ему возможности интеграции в современное общество и достигнуть социальной полноценности.

Список использованных источников

Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 203 с.

Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис  – М.: Академия, 2004. – 230 с.

Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. – М.; Педагогика, 1982. – 532 с.

Информационные технологии [Электронный ресурс]. – URL: https://moodle.kstu.ru/pluginfile.php/301635/mod_resource/content/2/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%E2%84%961.pdf

Речицкая Е.Г. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха). [Электронный ресурс]. – URL: https://urait.ru/search?words

Просмотров работы: 200