Коммуникативные игры как средство развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Коммуникативные игры как средство развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

Чумакова Ю.В. 1, Овсянникова Е.А. 1
1ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общение является неотъемлемой частью жизни людей. Перед обществом стоит задача формирования у ребенка основ уважения к окружающим, умения общаться и взаимодействовать. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной деятельности "социально-коммуникативное развитие" является "развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками". В качестве целевых установок в конце дошкольного детства выделяются такие коммуникативные характеристики, как: способность сопереживать в процессе общения, умение договариваться и учитывать интересы окружающих, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности, иметь положительное отношение к себе и другим людям [1].

Общение – значимый элемент жизни человека, одно из главных условий полноценного развития ребенка, так как с самого рождения ребенок испытывает потребность в общении: в начале это надобность в чувственном контакте, вслед за тем в совместной деятельности и, в конце концов, в сотрудничестве.

А. Г. Рузская и М. И. Лисина выделили следующие особенности общения дошкольников со сверстниками: нестандартность и нерегулярность общения детей, раскованность их действий; большое разнообразие и широкий спектр коммуникативных действий; эмоциональная насыщенность, которая выражается в использовании выразительных и мимических средств; доминирование инициативных действий над ответными действиями, проявляющееся в неспособности ребенка продолжать и развивать диалог, который может подвергаться распаду из-за отсутствия реакции и вызывать конфликты между сверстниками [2].

И многие педагоги отмечают незаменимость игровой деятельности в формировании коммуникативной сферы, подчеркивая, что эта форма деятельности в дошкольном возрасте является ведущей. Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова отмечали, что «игра занимает очень важное, если не центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом совместной деятельности». Именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Поэтому большое значение для развития навыков общения между сверстниками имеют коммуникативные игры [3].

Они направлены на освоение навыков сотрудничества: они предполагают отработку и умения действовать по правилам, и способность давать эмоциональный отклик на состояние другого, переживать за другого. Происходит формирование чувства поддержки, а также развитие совместной деятельности детей, способа самовыражения, взаимного сотрудничества, в котором партнеры занимают позицию на равных, стремятся учесть особенности и интересы друг друга, также развивая массу других качеств, которые необходимы ребенку, чтобы полноценно чувствовать себя в детском коллективе.

Чему же учат коммуникативные игры? Они помогают адаптироваться к условиям ДОО, снимают телесные зажимы, способствуют эмоциональной разрядке, развивают воображение, развивают мимику и жесты, учат соблюдать правила, знакомят с чувствами и учат их распознавать, развивают социальные навыки, уметь распознать собственные чувства и переживания окружающих, воспитывают положительное отношение к себе, другим людям.

Существует несколько классификаций коммуникативных игр, одна из таких классификаций включает следующие типы коммуникативных игр:

– пластические импровизации, которые развивают творческое воображение и эмоционально выразительные движение, например, игра «Бабочка и ветерок»;

– игра-зеркало, пластические диалоги в парах, которые общения, например, «Море волнуется», «Зеркало», «Позы», «Водители машин» и пр.;

– тактильные игры, в которых дети играют вместе, держась за руки;

– ритмо-интонационные игры с именам – своеобразные тренинги, которые предоставляют ребенку возможность представлять себя в разных ролях, примерять на себя эти роли, находить свой образ и стиль. В таких играх каждому ребенку уделяют внимание всех, то есть представляемый им образ тут же копируют все остальные дети. Такие игры дают возможность каждому ребенку взглянуть на себя со стороны, но и ощутить свою значимость внутри коллектива. Помимо этого, звучание своего имени из уст окружающих вызывает у ребенка положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с другими детьми. При громком и четком произнесении имени, ребенок может справиться с робостью и почувствовать в себе силы и уверенность.

Благодаря игре ребенок может почувствовать себя равноправным членом общества. Появляется уверенность в себе, в способности получать реальные результаты. Наличие правил помогает детям организоваться в игре, например, распределять роли, подготавливать игровую среду и т. д. Следуя правилам в игре, дети учатся контролировать свое поведение, проявляют большой самоконтроль, терпение, благодаря этому у них развивается воля, они учатся действовать по плану, помогать друг другу. Формируются эффективные коммуникативные навыки, развивается чувство общности и внимательность.

Подводя итог, можно сказать, что коммуникативные игры имеют важное значение в жизни каждого ребёнка. С помощью игр у детей дошкольного возраста формируются коммуникативные навыки, необходимые им для общения со сверстниками. Они дают возможность детям сблизиться, учат проявлять заботу, сочувствие и внимание к сверстникам, формируя у детей позитивное отношение к себе и другим детям, повышают уверенность в себе. А также способствуют взаимному сотрудничеству и доброжелательному отношению к окружающим людям, развивая совместную деятельность детей [4].

Список использованных источников

1. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.

2. Лисина, М.И., Рузская, А.Г., Н. Н. Авдеева и др. Развитие общения дошкольников со сверстниками: под ред. А.Г.Рузской; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. – М. : Педагогика, 1989. – 215 с.

3. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.

4. Харитонова, Е. А. Влияние игровой деятельности на развитие речи детей преддошкольного и дошкольного возраста / Е. А. Харитонова, А. Н. Лобырь // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2003. – № 4. – С. 83–85. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-igrovoy-deyatelnosti-na-razvitie-rechi-detey-preddoshkolnogo-i-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 20.09.2022).

Просмотров работы: 406