В современном мире, особенно в последнее время, обстановка очень сильно меняется, меняются и условия, а так же происходят серьезные изменения формах, методах и средствах образования, дети становятся все труднее в воспитании, а у педагогов появляется все больше и больше задач, которые ставит перед ними Министерство образования и науки.
Причины возникновения психологической нагрузки педагогов [4]:
Педагог несет ответственность за образовательный процесс детей, в том числе детей с ОВЗ;
Педагог на протяжении всего рабочего процесса подвержен различным ситуациям, в том числе стрессовым (особенно при взаимодействии с законными представителями семей воспитанников, руководством учреждения и коллегами), что приводит к эмоциональной неустойчивости;
Педагог имеет высокую интеллектуальную нагрузку (подготовка и участие в различных конкурсах профессионального мастерства и т.д.);
Педагог часто делает самопожертвование своей профессии (продолжается выполнение заданий и поручений по завершению рабочего дня);
У педагога возникает несоответствие интеллектуальных затрат и материального вознаграждения;
На плечи педагога часто ложиться работа со «сложными» детьми и их родителями;
Отсутствие отдыха у педагога складывается для него не лучшим образом.
Семейные обстоятельства влияют на эмоциональный фон педагога.
Мы перечислили наиболее видимые причины, способствующие психоэмоциональной неустойчивости, которые свойственны не только педагогу ДОО, но и др. коллегам системы образования в целом.
Таким образом, педагоги часто сталкиваются с различными проблемами, а в особенностях психологической нагрузки, стресса, выгорания [1], напряжения, нестабильности своих эмоций. Все это приводит к ухудшению как психологического, так социального и физического здоровья [2].
Подчеркнем значимость определенных качеств (стрессоустойчивость, саморегуляция, настроение, самореализация, педагогический авторитет, трудолюбие, любовь к своей профессии, стабильность, доброта и др.), которые являются основой физического, психического и эмоционального благополучия, способствующей эффективной профессиональной деятельности педагога детства.
Именно психологическая разгрузка создана для того, чтобы создать условия для педагогов и улучшить их местонахождение в организации и в коллективе, быть в гармонии с собой и со своими мыслями, а так же поднять свою самооценку, помочь разграничить время работы и отдыха.
В ходе исследования темы «Психологическая разгрузка педагогов дошкольного образования нетрадиционными методами арт-терапии» нами была разработана программа, состоящая из нескольких блоков. В одном из которых представлен комплекс упражнений на снятие психологической нагрузки педагогов дошкольного образования с учетом оптимальных форм. методов и средств.
Обозначаем несколько способов (определяем их как приемы, входящие в структуру методов обучения, направленных на обеспечение функционирования отдельной стадии, части образовательного процесса) регуляции своего организма: нормализированный сон; режим питания, соблюдение КБЖУ; поступление в организм витаминов и минеральных веществ; прогулки в парках, эко-парках; общение с семьей, а именно совместные выходы в общественные места; пешие прогулки; занятие фитнессом, йогой, танцами; прослушивание спокойной музыки наедине с собой, медитации; посещение бассейна, бани, сауны, массажа, СПА-процедур, косметических процедур; релаксация и др..
Релаксация – это произвольное или непроизвольное состояние расслабленности посредством определенных упражнений, которое позволяет успокоиться после перенесенного стресса, тяжелого трудового дня, способствующее выравниванию психоэмоционального состояния и снятию мышечного напряжения.
Предлагаем комплекс упражнений на релаксацию (представлен в таблице 1), способствующий снятию отрицательных эмоций, стресса, напряжения и тревожности. Данный комплекс легко применяется в условиях учреждения и домашней обстановки.
Таблица 1
№ |
Название упражнения |
Цель упражнения |
Ход упражнения |
Рефлексия |
1. |
«Муха» |
Снятие напряжения с лицевой мускулатуры |
Удобно сядьте, руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. |
Опишите свои чувства и эмоции после данного упражнения. Удалось ли вам включить свое воображение настолько, что вы прогнали муху? |
2. |
«Лимон» |
Управление состоянием мышечного напряжения и расслабления |
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. |
Чувствовали ли вы напряжение в руках, когда выполняли данное упражнение? |
3. |
«Мороженое» |
Управление состоянием мышечного напряжения и расслабления |
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1—2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу. |
Какие ощущения были у вас при выполнении этого упражнения? |
4. |
«Воздушный шар» |
Управление своим дыханием, состояние мышечного напряжения и расслабления |
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1—2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. И, наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20—30 приседаний либо 15—20 прыжков на месте. Это позволит избавиться от возникшего напряжения. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями. |
Получилось ли у вас выполнить данное упражнение? Что вы сейчас чувствуете? |
5. |
«Я в лучах солнца» |
Повышение самооценки, настроения, настрой на позитивные мысли |
На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Носите солнце с собой или храните его в определенном месте. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество. |
Как вы себя чувствуете, после анализа своих положительных качеств? |
6. |
«Самомассаж» |
Снятие мышечного напряжение, приведение состояния организма в оптимальное |
Упражнения выполняться могут как дома, так и в стенах учреждения. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Некоторые точки: межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями; задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой; челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы; плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами; ступни ног. |
Как ваше самочувствие после проделанных упражнений? |
7. |
«Настроение» |
Снятие эмоционального напряжения, выравнивание настроения |
Возьмите кисти, краски и чистый лист бумаги. Расслабьтесь и левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погрузитесь в свои переживания. Выберите цвет и проведите линии так, как вам хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы свое настроение переносите на бумагу, как бы материализуете его. Когда закончите рисовать, переверните лист и напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. |
Как вы думаете, какую эмоцию вы изобразили? Что вы чувствуете, глядя на рисунок? |
Хочется отметить, что конфликтная ситуация окружающая Вас, не будет меняться, если вы сами не поймете свою проблему. Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам по работе, подопечным и их родителям. Избегайте критики в чужой адрес и не заостряйте внимания, когда вас критикуют. Помните, что критика должна быть конструктивная. Учитесь снимать психологическое напряжение перед работой, после работы, боритесь с отрицательными мыслями и эмоциями. Радуйтесь друг за друга в коллективе, ведь вы одна большая дружная команда. Находите время для развлечений, хобби. Разграничивайте работу и время вне работы. Видите здоровый образ жизни, не забывайте о физической активности и важности правильного питания, больше проводите время с семьей, друзьями и коллегами в неформальной обстановке, чаще ходите по выставкам, музеям, СПА-салонам, радуйте себя.
Будьте в гармонии с самим собой и окружающим миром!
Список использованных источников:
Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08627-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492461 (дата обращения: 18.10.2022).
Митина, Л. М. Профессиональное здоровье педагога : учебное пособие для вузов / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 379 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13402-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496423 (дата обращения: 18.10.2022).
Петрушин, В. И. Психология здоровья : учебник для среднего профессионального образования / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 381 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11272-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491333 (дата обращения: 18.10.2022).
Соколовская Е.В. Эмоциональное «выгорание» на работе. Причины и способы защиты // Управление развитием персонала. — 2014. — No3. — С.224–232. URL: https://grebennikon.ru/article-k2dh.html
Соломанидина Т.О., Максименко А.М. Влияние психоэмоционального состояния сотрудников на их здоровье и эффективность труда // Управление развитием персонала. — 2018. — No1. — С.26–37. URL: https://grebennikon.ru/article-sgep.html