РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наиболее ценным качеством современного выпускника вуза является сформированность метапрофессиональных качеств, обеспечивающих эффективное выполнение интегративных действий, способность к проектной деятельности, командной работе и сотворчеству. Это обеспечивает выпускнику формирование инновационного мышления и креативности; стремление к профессиональному развитию; владение интегрированными междисциплинарными знаниями; практический опыт разработки и внедрения исследовательских решений, управление временем, синтез информации.

Одной из приоритетных линий современной подготовки студентов, обучающихся по направлению «Управление персоналом», является организация проектной (проектно-инновационной, проектно-исследовательской) деятельности как способа и метода формирования профессиональных компетенций, связанных со стратегическим управлением персоналом. Актуальность психологической практики на научно-методическом уровне обусловлена тем, что существует несоответствие между необходимостью программно-методического обеспечения управления проектной деятельностью студентов и недостаточной разработанностью психолого-педагогической практики.

Проектная деятельность студентов носит междисциплинарный характер. Метод проектов позволяет формировать у студентов умения самоконтроля и самооценки, обеспечивает активную позицию субъекта учения. Работа над проектами позволяет формировать творческое мышление, для которого «характерны не только развитость логического мышления, обширность знаний, но и гибкость, критическое мышление, быстрота актуализации нужных знаний, способности к высказыванию интуитивных суждений, решенных задач в условиях неполной детерминированности» [3, с. 45-49].

Применение метода проектов позволяет студенту выявлять связи и отношения в практике управления персоналом, научиться осмысливать и моделировать данные процессы. Проекты являются комплексными задачами, основанными на практических вопросах или проблемах управления персоналом, которые вовлекают студентов в разработку стратегии их решения; дают студентам возможность работать относительно автономно в течение продолжительного периода времени над проблемой, выявленной в ходе аудита организации; завершаются реальными программами совершенствования системы управления. В проектном отношении разрабатывается не только объект, а вся система связей вокруг будущего объекта.

В определении Е.С. Палат делается акцент на самостоятельную деятельность студентов, сопровождающуюся детальной разработкой проблемы, с завершением в форме реального практического результата [8]. А.А. Хромов, анализируя метод проектов рассматривает его как гибкую модель организации процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности, интеллектуальное развитие, креативность, безусловную практическую значимость [2, с.144 – 146].

И.Г. Гукаева выделила особенности проектной деятельности:

направленность на сотрудничество, сотворчество, самореализацию;

направленность на достижение успеха, социально-значимый результат;

использование комплекса знаний и навыков из разных областей;

четкая последовательность этапов;

творческая направленность проектной деятельности.

Понятие «психологическая готовность» определено С.Л. Рубинштейном в виде совокупности мотивационного и исполнительного компонентов, состояние, которое берет начало с постановки целей на основе мотивов и потребностей.

Б.Г. Ананьев [1] относит понятие «готовности» к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни, как «проявление способностей», а В.А. Крутецкий [7] предлагает называть готовностью к деятельности весь «ансамбль», синтез свойств личности, как значительно более широкое понятие, чем способности.

К.К. Платонов в структуре готовности выделяет моральную готовность, психологическую и профессиональную. Качества, определяющие психологическую готовность, относятся автором – к стороне, объединяющей индивидуальные особенности психических процессов, профессиональную – к опыту личности [11].

В психологии готовность часто идентифицируют с понятием установки. Установка определяется как «готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту» [10, с.389]. Д.Н. Узнадзе, Б.Д. Парыгин понимали установку более шире, чем готовность.

Основными и наиболее общими, по мнению Б.Д. Парыгина, составляющими психологической готовности к эффективной деятельности являются:

Установка на включение в деятельность.

Способность к максимальному включению в деятельность.

Установка на преодоление инерционных стереотипов и шаблонов.

Способность выбора или выработки новых установок в соответствии с нестандартной ситуацией.

Внутренняя готовность взять на себя ответственность за самостоятельно принятые решения.

Способность принятия обоснованного решения.

Готовность к экстремальным условиям стрессовой ситуации.

Способность выдержать испытание стрессом [9, с.230].

Говоря о многокомпанетной структуре психологической готовности, авторы выделяют мотивационный, ориентационный, волевой, оценочный (М.И. Дьяченво, Л.А. Кандыбович, Д.И. Фельдштейн), мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный (О.Б Дмитриева).

В.В. Согалаев отмечает, что в структуру психологической готовности входят мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлексивный компоненты [5].

Таким образом, в научных исследованиях проблема психологической готовности профессионала построена на интеграции двух типов подходов – готовности как состояния и как качества личности. Большинство авторов придерживаются мнения, что готовность – это особое психическое состояние. Вместе с тем, существует определение готовности как устойчивой характеристики личности.

Рассматривая структуру психологической готовности, мы включаем в нее мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлексивный компоненты.

Практическая значимость работы по формированию готовности студентов к проектной деятельности состоит в том, что проект объединяет разнообразные виды деятельности студента, характеризуемые рядом признаков, наиболее общими из которых являются:

направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;

мотивация на достижение и успех;

координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий;

работа в команде, направленность на взаимодействие;

ограниченная протяженность во времени;

готовность к саморазвитию;

открытость инновациям и креативное мышление

Разработанные и апробированные методы практики позволят своевременно диагностировать и корректировать компонентов психологической готовности к проектной деятельности студентов вуза.

Целью данной психологической практики является психологическое сопровождение студентов в формировании их готовности к проектной деятельности.

Основными задачами психологической практик являются:

1. Осуществить теоретический анализ исследований категорий психологическая готовность, проектная деятельность.

2. Выделить структурные компоненты психологической готовности студентов к проектной деятельности и подобрать инструментарий психологической диагностики.

3. Разработать инструментарий проекта (афинная диаграмма, глоссарий, эскиз персоны клиента с диагностическими показателями мотивации достижения успеха как структурного компонента психологической готовности к проектной деятельности).

4. Сформулировать задачи психологической практики и подобрать методы работы.

5. Составить план-график консультаций.

Объект: психологическая готовность к проектной деятельности студентов вуза.

Предмет психологической практики– разработка методов формирования психологической готовности к проектной деятельности у студентов 3 курса МГУ им. адм. Г.И. Невельского, обучающихся по направлению подготовки «Управление персоналом».

Практика осуществляется на Морском факультете гуманитарных технологий МГУ им. Г.И. Невельского.

В качестве инструментария психологической практики будут использованы:

Опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха);

Тест готовности к саморазвитию (В. Павлов);

Опросник метакогнитивной включенности в деятельность (Г. Шроу, Р. Деннисон, адаптация А.В. Карпова);

Методика определения уровня рефлексивности (по В.В. Пономаревой)

Для структурирования и систематизации данных о разрабатываемой проблеме и генерации ключевой задачи практики была использована афинная диаграмма (рисунок 1).

 

Почему?

Где?

Как?

Что?

Кто?

 

Учебная работа;

Отношения в студенческой группе;

Рабочие отношения руководителем,

коллегами,

подчиненными.

Изучение мотивации достижения успеха, готовности к саморазвитию, направленности на взаимодействие, уровень рефлексии;

Разработка методов, повышающих готовность к проектной деятельности;

Контрольная диагностика готовности к проектной деятельности.

Повышенная тревожность;

Излишняя концентрированность на возможных сложностях;

Неуверенность в результате;

Смещение целей деятельности на средний или низкий уровень трудности;

Недооценка работы, переживание стыда и негативных эмоций;

Отсутствие стремления к саморазвитию;

Импульсивность либо безразличие к деятельности

Отсутствие стремления к самопознанию в условиях взаимодействия с другими.

Отсутствие целей;

Стремление к чужим целям;

Неумение ставить цели;

Постоянный стресс;

Неумение концентрировать усилия;

Неумение взаимодействовать с другими;

Неумение строить поэтапно работу;

Возможны крайние проявления: импульсивности и аффектного состояния;

Боязнь нового.

Студенты;

Преподаватели;

Психологи;

Коллеги;

Руководители;

Заказчики.

Рисунок 1. Афинная диаграмма формирования готовности студентов к проектной деятельности

Для понимания феномена психологическая готовность к проектной деятельности составим интеллект-карту понятия «психологическая готовность». При разработке психологической практики интеллект-карта служит методом визуализации понятий и позволяет связывать большое число идей, объектов и событий таким образом, что они включаются в конкретную область. На основе интеллект-карты понятия «психологическая готовность» можно увидеть специфику данного, феномена, сферы его исследования и изучения, компоненты психологической готовности, методы диагностики информирования психологической готовности (рисунок 1).

 

Исследуется

Рисунок 2. Карта понятия «Психологическая готовность».

Психология, педагогика профессионального образования

Далее составим эскиз персоны, который представляет собой примерное описание характеристик клиента, на запрос которого направлена предполагаемая психологическая практика. Позволяет увидеть поведение клиента, повседневную деятельность, демографические характеристики, нужды, цели (рисунок 2).

Характеристика, черты:

Возраст: 21 год

Гражданство: Россия

Пол: Мужской

Род занятий: Студент

Поведение:

Обучается в вузе.

Работает по сменам: с 10.00 до 20.00; с 12.00 до 22.00; с 17.00 до 03.00.

Проживает в общежитии.

Имеет старшую сестру.

Финансово зависим от родителей, но стремится к самостоятельности.

В студенческой группе пассивен, малообщителен, дистанцирован.

Допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность.

Скованно высказывает свое мнение или отношение к чему-либо. Предпочитает преимущественно однозначные «да/нет» или лаконичные ответы на вопросы.

Цели:

Определить уровень мотивации достижения успеха.

Осуществить диагностику направленности на совместную деятельность.

Выполнить диагностику направленности на саморазвитие.

Осуществить диагностику уровня рефлексии.

Сформулировать выводы о психологической готовности к проектной деятельности.

Разработать и провести практику по повышению психологической готовности к деятельности.

Проследить динамику формирования направленности на проектную деятельность.

Проблемы:

Инфантилизм.

Неуверенность.

Возможны яркие правления гнева.

Неумение ставить цели. Предпочитает средние цели и избегает легких и очень сложных.

Агрессия в ситуации, когда цели ставят другие.

Не умеет включаться в групповую деятельность.

Не умеет взаимодействовать при выполнении групповых заданий.

Не проявляет желания добиться успеха.

Боится критики.

Тяготится деятельностью, если нет заранее продуманной образца.

Закрытость внутреннему опыту переживаний. Нет веры в себя, свои возможности.

Низкий уровень принятия других.

После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим ориентировочный тематический план-график тематических консультационных встреч.

В таблице 1 приведен план-график консультационных встреч.

Таблица 1 – План-график консультационных встреч

Цель

Методы и приемы работы

Результат

 

Знакомство с клиентом, выявление запроса

Беседа, опрос, интервью, анализ информации

Заполнение анкеты клиента с учетом запроса

 

Наблюдение за ходом проектирования на занятии по дисциплине «Проектирование управленческой деятельности»

Наблюдение по параметрам:

Мотивация достижения успеха, нацеленность на результат.

Стремление респондента к самообразованию;

Степень включенности в деятельность;

Направленность респондента на рефлексию.

Анализ протокола наблюдения, обоснование выбранного инструментария исследования.

 

Исследование вероятности достижения поставленной цели и ее личностного значения для респондента

Четкое ориентирование на успех

Правильная оценка возможностей;

Постановка реалистичных целей

Понимание важности неудач

Настойчивость, максимальное использование ресурсов

Подбор подходящих техник для коррекции поведения клиента.

 

Исследование направленности на включенность в совместную деятельность

Формирование партнерской позиции;

Формирование партнерского общения;

Формирование принятия противоположных мнений и позиций

Подбор техник для тренинговой работы

 

Исследование готовности к саморазвитию

Поиск потенциала для саморазвития;

Отказ от стереотипов;

Возможность брать ответственность;

Открытость внутреннему опыту переживаний;

Представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои

переживания, желания, мысли и т. д.);

Принятие других;

Стремление к конструктивным

социальным взаимоотношениям.

Подбор техник для консультативной и тренинговой работы

 

Выявление уровня рефлексии

Смена представлений о другом субъекте, развитие эмпатии и межличностного восприятия;

Исследование собственных поступков субъекта, образов собственного Я как индивидуальности

 

Достижение стойкого повышения уровня мотивации, достижения удачи и снижения уровня мотивации избегания неудачи у клиента; стремление к саморазвитию

Метод «ситуация успеха»; мотивационное консультирование;

представления о контролируемости процесса и результата деятельности изменение эмоциональных реакций, которые демонстрирует субъект при встрече с трудностями и неудачами, познании себя и развитие личностных качеств и свойств,.

 

Достижение стойкого показателя направленности на взаимодействие в группе и повышение рефлексии

Определение целей и направлений совместной деятельности в группе и ее связь с процессом самосовершенствования.

Понимание действий и реакций на события вокруг.

Представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. 

Понимание собственных свойств и качеств, поведенческих характеристик, системы отношений к другими.

Развитие способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

 

Наблюдение

Наблюдение во время проектной деятельности на занятии в группе

Оценка результата применения практики

 

Исследование показателей готовности к проектной деятельности

Мотивация достижения успеха;

Направленность на совместную деятельность;

Направленность на саморазвитие;

Уровень рефлексии.

Фиксация результатов:

Категории мотивации достижения:

самостоятельная постановка цели субъектом; стремление достичь самостоятельно поставленной цели; отсутствие стремления понравиться кому-либо в целях, средствах и результатах деятельности; предпочтение средних или чуть выше средних по сложности задач;

Направленность на взаимодействие;

Интраперсональные и интерперсональные критерии личностного роста;

Уровень коммуникативной, кооперативной, личностной и интеллектуальной рефлексии.

Определим организационно-управленческие условия воспроизводства психологической практики:

1. Клиент и наличие запроса клиента.

2. Проектный инструментарий (интеллект-карта понятия, глоссарий, эскиз персоны клиента, план-график тематических консультационных встреч).

3. Наличие компетенций и опыта психолога

4. Комплекс практических методик: методика диагностики личности на мотивацию к готовности к саморазвитию (В. Павлов); опросник метакогнитивной включенности в деятельность (Г. Шроу, Р. Деннисон, адаптация А.В. Карпова), методика определения уровня рефлексивности (по В.В. Пономаревой).

5. Организация среды взаимодействия в кабинете (требуются: кушетка, стулья, чистая бумага формат А4, ручка или простой карандаш, персональный компьютер или ноутбук).

6. Длительность одного сеанса – 1 час.

7. Длительность выполнения заданий для отслеживания результатов – не менее 1 месяца.

Предложенный проект психологической практики, направленной на оценку и повышение мотивации на достижение успеха, направленность на взаимодействие, направленность саморазвитие, развитие ретроспективной, перспективной, настоящей рефлексии – как составляющих на психологической готовности студентов к проектной деятельности. Проект может быть рекомендован к использованию и внедрению в службах социально-психологического сопровождения образовательного процесса вуза, психологического консультирования в организации.

Список источников

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.

Гукаева И.Т. Метод проектов как педагогическая технология// Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №2. – С.144 – 146.

Дегтерев В.А. Проектирование в студенческой практике// Педагогическое образование и наука.  № 10, 2009, C. 45-49

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск: Изд-во БГУ, 2011. – 175 с.

Кашапов М.М., Огородова Т.В. Профессиональное становление педагога. Психолого- акмеологические основы: учеб. пособие. – М. : Издательство Юрайт, 2017 – 259 с.

Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: ЭКМОС. – 2006. – 355с.

Крутецский В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.]

Палат Е.С., Симоненко В.Д. Технология проектной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://abarkinaev-ozr-shkver.edumsko.ru/attestation/post/2037785 (дата обращения 22.10.2022).

Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: Изд-во СПбГУП. – 2003. – 616 с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.– М.: Политиздат. – 1990. – 494 с.

Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука. – 1986. – 256 с.

Просмотров работы: 111