Психологическая наука, работая в направлении обучения людей и личной помощи, совершенствуется и разрабатывает новые методы борьбы со стрессовыми ситуациями. Одним из таких молодых методов является техника нейрографики (название образовано путем соединения двух понятий: «нейро» – сложная биомеханическая работа мозга, и «графика» – рисование линий, фигур). Поскольку стрессовые ситуации встречаются человеком на любом этапе своей жизни, знакомство с новыми техниками борьбы с напряжением является актуальным аспектом нашего исследования.
Техника нейрографики была разработана в 2014 году и за короткий срок она охватила собой различные отрасли работы: от практического психологического консультирования до онлайн мастер-классов. Создатель метода – П.М. Пискарев [3], научным руководителем в исследованиях данной технологии стал В.В. Козлов – президент Международной академии психологических наук (МАПН), академик МАПН, доктор психологических наук, профессор [2]. Данный метод предполагает собой рисование и относится к кластеру арт-терапевтических методов. Сам автор называет нейрографику графическим языком описания мира. Нейрографику используют в работе с различными запросами из сфер межличностных коммуникаций, профессиональной деятельности, взаимоотношения с самим собой. Также этот метод способен помочь гармонизировать жизнь, мобилизовать силы и справиться с кризисными ситуациями.
Дляпониманияфеноменанейрографикисоставиминтеллект-картупонятия «нейрографика».
Приразработкепсихологическойпрактикаинтеллект-картаслужитметодомвизуализациипонятийипозволяетсвязыватьбольшоечислоидей,объектов и событий таким образом, что они включаются в конкретную область. На основеинтеллект-картыпонятия«нейрографика»можноувидетьспецификуданного,феномена,сферыегоисследованияиизучения, а также его возможности.
Нарисунке1представленаинтеллект-картапонятия«нейгрографика».
Рисунок1.Интеллект-картапонятия«нейрографика».
В процессе рисования нейрографики, если соблюдать правила и уделить все свое внимание этой технике, возможно войти в состояние потока. Оно характеризуется полной поглощенностью действием, увлеченностью текущим моментом. Именно такого состояния стремятся добиться люди во время медитаций. Находясь в потоке, не привязываясь к делам, мыслям и конкретным задачам возможно всецело быть в моменте «здесь и сейчас» и, словно бы со стороны, наблюдать за происходящим. Состояние потока является ресурсным, так как по субъективным ощущениям человека, в этот момент чувствуешь себя полным сил, спокойным, способным решить любую задачу. Описание данного феномена первый раз в научной литературе появилось благодаря американскому психологу М. Чиксентмихайи в 1960-х годах, когда ученый исследовал процесс творчества художников [5]. Состояние потока напоминает так называемое состояние дзэна и приводит к полной вовлеченности в процесс. Помимо этого в период переживания потока человек находится в оптимальном состоянии внутренней мотивации. По ряду причин в этот момент человек способен почувствовать себя счастливым благодаря ряду факторов:
Чувство самореализации от удовлетворения в произведенной деятельности (в данном случае – от вида законченной, нарисованной картины);
Чувство выполненной работы, которое возникает от завершения деятельности над поставленной задачей;
3. Погружение в действие ради процесса, а не результата (основной результат нейрографики достигается именно за счет времени, проведенного за рисованием, это процесс, а не воспроизведение моторного действия на скорость);
4. Сосредоточение внимания на конкретной задаче (создание картины и оценивание ее приятия на каждом шагу, дорисовывание до субъективного ощущения завершенности и гармонии).
Таким образом, метод нейрографики способствует снятию напряжения на нескольких уровнях (моторном, образном, символьном, процессуальном). Это происходит в первую очередь за счет концентрации внимания и попадания в безоценочный творческий поток деятельности.
Продавец-кассир при работе с нейрографикой способен уменьшить стрессовое напряжение за счет сглаживания острых углов (рисуночная мета - фора негативных эмоций) и работе с цветом. Применение нейрографики продавцами-кассирами возможно во время таких стрессовых периодов, как адаптация в организации, обучение, конфликты с покупателями, отсутствие доверительных отношений с руководителем и т.д.
Цельюданнойпсихологическойпрактикиявляетсяанализ нейрографики какэффективной методики борьбы со стрессом.
Задачи:
Провеститеоретическийанализпонятия нейрографики, какэффективной методики борьбы со стрессом.
Разработатьпроектныйинструментарий (интеллект-карта понятия, аффинная диаграмма, глоссарий, эскиз персоныклиента);
Подобратьинструментыпсихологическойдиагностики;
Составитьплан-график и тематикуконсультационныхвстреч;
Определитьорганизационно-управленческиеусловияреализациипсихологическойпрактики.
Для погружения в проблемное поле психологической практики используется афинная диаграмма – инструмент, который служит для организации идей на основе их связей между собой (рисунок 2).
Рисунок 2. Афинная диаграмма методики «Нейрографика»
Вкачествеинструментовпсихологическойдиагностикииспользованы:
Методика П. Пискарева «Нейрографика» [4].
Тест «Анализ стиля жизни» (Бостонскийтест на стрессоустойчивость),разработанныйисследователямиМедицинскогоцентраУниверситетаБостона.Тест направлен навыявлениеуровня стрессоустойчивости[1].
Далее составим эскиз персоны потенциального клиента (рисунок 3). Эскиз персоныпредставляет собой набросок характеристик потенциального клиента, на удовлетворениенуждкоторогонаправленапсихологическаяпрактика.Данныйинструментпозволяетувидетьповедение,эмоциональноесостояние,повседневнуюдеятельность,демографическиехарактеристики, нужды, цели, задачи, а также проблемы клиента.
Характеристики,черты: ФИО:ВалерияД. Возраст: 21 год Гражданство: Россия Пол: Женский Родзанятий:Продавец-кассир |
Поведение: Работает в магазине детских игрушек. Ведетактивныйобразжизни. Очень вспыльчивая. Часто спорит с руководством. Стремится руководить. |
Цели, задачи: Закончить университет в 2023 году. Получить повышение в 2023 году. Получить водительское удостоверение. Приобрести автомобиль. Выйти замуж. |
Проблемы: Низкий уровень стрессоустойчивости. Высокий уровень агрессии. Трудоголик. Конфликты во взаимоотношениях. |
Рисунок3.Эскизперсоныпотенциальногоклиента
Послетого,какопределеныключевыецелиизадачипрактики,составимориентировочныйтематическийплан-графиктематическихконсультационныхвстреч.Пример планапоказанвтаблице1.
Таблица1–Графикпроведенияиндивидуальныхконсультаций
№ |
Название |
Цель |
Методы и приемыработы |
Результат |
1 |
Вводное занятие |
Знакомство с клиентом, клиентами |
Беседа, опрос, анализ информации |
Заполнение листа участников |
2 |
Поискстрессовыхфакторов |
Выявление факторов,вызывающиестресс |
Индивидуальноетестирование спомощью теста «Анализ стиляжизни» |
Анализ результатовтеста,показывающегоуязвимостькстрессу |
3 |
Повторнаявстречасцельюпроведенияметодики «Нейрографика» |
Преодоление (ослабление) стрессовых факторов, оптимизация факторов, вызывающих стресс. |
Методика «Нейрографика», беседа |
Выявлениевзаимосвязи междувыполнениемнейрографикииизменений реакций на стрессовыефакторы |
4 |
Повторнаявстречачерез30дней |
Оценка полученныхрезультатов |
Беседа, опрос,анализинформации |
Выявлениединамики вразвитиистрессо-устойчивости. |
5 |
Технологииразвитиястрессо- устойчивости, борьба сострессовымифакторами |
Ознакомлениеклиентасметодомборьбысострессом. Разбор полученного рисунка. |
Просмотрмотивирующихвидео(опытлюдей,преодолевшихстресс и изменивших своюжизньит.д.) |
Выявление положительной динамики борьбы со стрессом |
6 |
Рефлексия |
Анализ психологом и клиентом своегопройденногопути |
Рефлексивный анализ,статистическийанализ |
Рефлексивный дневники, итогивстреч(аналитический отчет) |
Взаключениеопределиморганизационно-управленческиеусловиявоспроизводствапсихологической практики:
Клиенти наличиезапросаклиента.
Проектныйинструментарий(интеллект-картапонятия,глоссарий, афинная диаграмма,эскизперсоныклиента,план-графиктематическихконсультационныхвстреч).
Наличиекомпетенцийиопытапсихолога.
Комплекс практических методик (тест «Анализ стиля жизни» (Бостонский тестна стрессоустойчивость), методика П. Пискарева «Нейрографика».
Организациясредывзаимодействиявкабинете(требуются:стулья, стол, чистая бумага формат А4, ручка или простой карандаш, цветные мелки/карандаши).
Длительностьодногосеанса–2часа.
Длительность выполнения заданий для отслеживания результатов – не менее 1месяца.
Предложенныйпроектпсихологическойпрактики,направленнойнаоценкуиповышениестрессоустойчивостиупродавцов-кассиров,может быть рекомендован к использованию и внедрению в крупных торговых организациях.
Список источников
Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://psy.wikireading.ru/7701
Козлов В.В. Интегративная психология. Теория и психотехника: методическое пособие / Ярославль, 2004. – 120 с.
Пискарёв П. М. Нейрографика – язык бессознательного и творческий метод направленных изменений. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://coachingwiththestars.ru/event/nejrografika-yazykbessoznatelnogo-i-tvorcheskij-metod-napravlennyh-izmenenij/
Пискарев П.М. Нейрографика. Официальный сайта автора методики – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://neurographica.metamodern.ru/ (дата обращения 22.10.2022).
Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального. – М.: Альпина нон-фикшн. – 2011. – 461 с.