НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Макоткина К.И. 1
1ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования ответственности личности, характера будущего гражданина и развития коммуникативных компетенций. В рамках экологического образования дети знакомятся с окружающим миром, обучаются взаимодействию с природой и ее жителями. Успешное экологическое образование реализуется при важном условии – если педагоги, взрослые сами обладают необходимым уровнем развития экологической культуры, умеют правильно организовать коммуникацию с детьми, помогают ребенку наладить взаимоотношения с окружающим миром. Поэтому связь экологического образования и социально-коммуникативного развития ребенка тесно взаимосвязано.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) развитие коммуникативных навыков тесно связано с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие», направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, а также на развитие отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности и т.д. [1].

В процессе общения, и конкретных ситуаций взаимодействия с другими людми проявляется уровень состояния коммуникативных навыков. В основе их формирования и развития лежит идея личностно-деятельностного подхода, сформулированная Е.О. Смирновой. По мнению Е.О. Смирновой, коммуникативные навыки есть осмысленные действия, которые выработаны благодаря полученным знаниям, являются частью системы формирования коммуниктаивных умений, которые отвечают за способность правильно строить свое поведение и управлять им в соответствии с целями своего общения [2].

Авторы Е.А. Горлова и М.О. Полухина среди всех средств выделяет интегративные, показывая возможности интерактивных технологий в процессе развития коммуникативных навыков дошкольников [3, с. 116].

Для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в экологическом образовании используют следующие способы.

1. Чтение экологических сказок отечественных и зарубежных писателей.

Отличие экологической сказки от других заключено в том, что такие сказки не только помогают детям познать природу – они обеспечивают усвоение детьми образцов поведения, условий существования элементов живой и неживой природы. В сказках экологического характера выразительно представлены эмоциональные окрашенные образцы и события, которые способствуют формированию у детей эмоционального отношения не только героям, но и событиям. В процессе сопереживания, у детей формируется желание помочь героям и природе.

Такое отношение к объектам и явлениям в природе как бы переносится в реальное повседневное общение с окружающим миром, что и обеспечивает формирование стойкого позитивного и бережного отношения ко всему, что окружает ребенка. Одновременно такое отношение побуждает детей к адекватным действиям в природе и является основой экологически грамотного, рационального поведения.

Рассмотрим самые эффективные методы работы над экологической сказкой, которые способствуют развитию коммуникативных навыков дошкольников.

Игра-драматизация как метод работы над сказкой, способствуя возникновению действенного восприятия, занимает особое место в жизни ребенка в силу своей привлекательности, необычайности, особой эмоциональности. Это обуславливается и тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В ходе психического развития ведущая деятельность ребенка всегда тесно связана с общением, принимающим форму, адекватную ведущей деятельности.

Положительные эмоции, возникающие в ходе работы с детьми над сказкой, стимулируют активное внимание, а, следовательно, и понимание происходящего в игре-драматизации по сюжету сказки, обогащает представления ребенка, стимулирует развитие коммуникативных навыков.

В процессе использования в работе над экологической сказкой коллективной и групповой игры-драматизации дети постепенно овладевают умениями, необходимыми для общения, которые образуются сознательно на основе знаний. И в результате повторения это действие может быть доведено до навыка (действие, которое совершается быстро, легко, уверенно, по привычке, не задумываясь, функционирует при отсутствии или минимальной затрате умственных, волевых усилий).

Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что в работе над сказкой формирование коммуникативных навыков целесообразно в процессе игр-драматизаций как наиболее точной и доступной модели общения.

В игре-драматизации по сказке действия не даются в готовом виде. Сказка лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики

Ребенок учится сам выбирать выразительные средства, перенимать их от взрослых. Перевоплощаясь в героев сказок, в животных, создавая воображаемую ситуацию, дети верят в правду вымысла [4].

Простой, короткий, выразительный текст помогает ребенку поставить себя на место изображаемого героя. Здесь дети учатся двигаться в такт произносимому тексту, не только громко, тихо и шепотом произносить слова, но и менять интонацию, учатся определять и отображать эмоциональное состояние персонажа. В процессе работы над сказкой в игре-драматизации дети могут быть и актерами, и зрителями.

Сказка позволяет ребенку переживать за героев, выражать свою симпатию к героям. Дети могут выразить свое одобрение, сочувствие, негодование в отношении действий или поступков героев.

Также, дети могут вмешиваться в ход событий, вставлять свои замечания. При чтении сказок и при их воспроизведении или обсуждении, дети дошкольного возраста могут самостоятельно повторять услышанные реплики, диалоги, преобразовывать сюжет, включать реплики в сюжетно-ролевые игры, инсценировать «куски» сказок в процессе игры.

2. Просмотр мультфильмов по мотивам популярных сказок.

Необходимо отметить что, в последнее время возрастает потребность к овладению способами общения в процессе обучения, усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного взаимодействия. В современном обществе ребенок очень рано попадает в активную разнообразную медиасреду. С раннего детства его увлекает компьютер, телевизор, телефоны, планшеты как средство игры и удовлетворения познавательного интереса. Поэтому одним из первых представителей медиапространства для дошкольников являются мультфильмы. Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями в области социально-коммуникативного развития.

3. Проведение беседы с детьми, анализирование поступков героев из сказок и мультфильмов на экологические темы. Как отмечает Л.А. Гончарова, в дошкольный период необходимым является воспитание потребностей, поведения, деятельности, отношения, которые направлены на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды и т.д. Просматривая мультфильмы, читая экологические сказки, играя в игры, где затронуты экологические темы, ребенок одновременно учится взаимодействовать с педагогом, сверстниками, родителями, что и является самим процессом формирования необходимых коммуникативных навыков [5].

Таким образом, данные способы помогают специалистам применять их для решения различных образовательных и практических задач.

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.№ 1155 г. Москва «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смиронова. – М.: Академия, 2010. – 147 с.

3. Горлова, Е.А. Развитие коммуникативных навыков посредством интерактивных технологий / Е.А. Горлова, М.О. Полухина // Вестник Самарского гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. – 2020. – №2 (46). – С. 116-119.

Васильев, Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов / Г.С. Васильев. – М.: Политиздат, 1977. – 344 с.

Гончарова, Л.А. Формирование коммуникативных способностей детей через тесное взаимодействие с природой / Л.А. Гончарова // Молодой ученый. - 2020. - № 25 (315). - С. 90-99.

Просмотров работы: 41