АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В условиях все более усиливающейся конкуренции на рынке, важным фактором является применение максимально сбалансированной стоимости выпускаемого продукта (услуги). Одной из важнейших составляющих планирования бизнеса является калькулирование себестоимости. Качественное калькулирование себестоимости продукции (услуг) ведет к принятию верных управленческих решений.[1].

Руководителей предприятия интересует, из чего складывается стоимость производства и реализация выпускаемой продукции (оказываемой услуги). При этом все большую долю в себестоимости занимают косвенные (накладные) расходы. Данную тенденцию можно объяснить все более интенсивным переходом от ручного труда к автоматизированному. Путь автоматизации производства непременно ведет к увеличению доли затрат на обеспечение технологических процессов, в отличии от прямых затрат на сам процесс производства. Помимо этого неуклонно растет потребность в отслеживании изменений в потребностях рынка, оперативно реагировать на эти изменения, что требует расширения инженерно- технического, экономического штата сотрудников. Тем самым все острее встает вопрос об обоснованности и корректности распределения накладных расходов между отдельными объектами производства. Рассмотрим и сравним методики распределения накладных расходов при формировании себестоимости капитального ремонта объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на примере предприятия, выполняющего все виды капитального ремонта и верхнего строения пути.

Основной задачей предприятия, на основании которого проводится анализ, является выполнение всех видов ремонта и реконструкции (модернизации) железнодорожного пути, работ по укладке верхнего строения пути машинизированными комплексами в установленных объемах с высоким качеством на основе внедрения прогрессивных технических средств и технологий.

Цель исследования: Целью настоящего исследования является рассмотрение структуры себестоимости капитального ремонта железнодорожного пути, влияние на формирование себестоимости принципов распределения накладных расходов.

Материалы и методы исследования.

Анализ финансовой и статистической и аналитической отчетности структурного подразделения по ремонту железнодорожного пути [8].

Результаты исследования и их обсуждение.

Для принятия правильных и своевременных управленческих решений в условиях современной экономики необходимо учитывать массу аспектов. В числе прочих не маловажную роль играет и себестоимость производимой продукции, оказываемых услуг.

В современных условиях рыночной экономики, все усиливающейся конкуренции очень важно привести свой продукт к максимально сбалансированной стоимостью и качеством. Частью планирования бизнеса является калькулирование себестоимости. Грамотное калькулирование себестоимости продукта неизменно ведет к правильным управленческим решениям.

Чтобы понять сущность себестоимости продукции, необходимо знать не только из каких элементов она состоит, но и от чего зависит еѐ величина по каждой статье затрат. Чем детальнее будет разложена себестоимость по элементам, тем больше мы будем знать об этом экономическом явлении и более эффективно управлять процессом ее формирования.

Необходимо отметить, что себестоимость на единицу продукции напрямую зависит от доли дорогостоящих, трудоемких и материалоемких видов ремонта.

Помимо прямых производственных расходов, напрямую отражаемых на объекты ремонта, не маловажное значение имеют накладные расходы. Отражение прямых расходов на объекты ремонта регулируется установленными нормативами (фонд оплаты труда определяется нормированным заданием, расход материалов- технико-нормировочными картами и проектно-сметной документацией) Такие расходы как амортизационные отчисления, расходы на электроэнергию, прочие и прочие материальные расходы учитываются на накладных статьях и являются постоянными. При этом они распределяются на себестоимость выполняемых работ. Рассмотрим распределение затрат на примере формирования стоимости одного объекта ремонта.

Таблица 1 - Распределение фактических расходов на условный объект ремонта элементам затрат по капитальному ремонту объектов инфраструктуры на новых материалах

Вид затрат

Расходы по элементам, руб.

ФОТ

Отч. на соц.нужды

Материалы

Топливо

Эл. энергия

ПМЗ

Амортизация

ПЗ

Итого

Прямые расходы

0,00

0,00

296, 977

0,00

0,00

6, 665

0,00

0,00

303, 642

Прямые распределяемые по статистическим показателям

14, 731

4, 286

1, 250

0,798

0,00

0,101

3, 413

0,870

25, 449

Накладные расходы

7, 649

2, 155

1, 245

0,388

0,270

0,992

1, 619

1, 945

16, 264

Итого

22, 380

6, 441

299, 473

1, 186

0,270

7, 758

5, 033

2, 815

345, 355

Рассмотрим структуру формирования стоимости объекта.

Структура распределения расходов в разрезе элементов затрат представлена на рисунке 3.3

Рис. 3.3 – Структура распределения расходов в разрезе элементов затрат по объекту капитального ремонта на новых материалах

Капитальный ремонт на новых материалах является материалоемким и трудоемким видом ремонта. При выполнении работ наряду с ручным трудом задействован специализированный самоходный подвижной состав и автотракторная техника. Данные расходы являются прямыми и отражаются на объект ремонта путем распределения стат. показателями. Распределение прямых распределяемых расходов напрямую зависит от приведенного объема работ объекта.

Подобная работа имеет сезонный характер. Однако постоянные расходы формируются ежемесячно и при закрытии финансового периода (месяц) включаются в составе себестоимости работ, выполненных именно в отчетном периоде. До 2020 года базой для распределения накладных расходов являлись прямые расходы. Данный метод не предусматривал равномерного распределения накладных расходов на объекты ремонта.

С 2020 года применяется система равномерного (гибкого) распределения накладных расходов по объектам ремонта. Данная система предусматривает распределение накладных расходов в соответствии с расчетным объемом приведенной работы по каждому объекту ремонта. Так, при формировании себестоимости объекта ремонта учитывается его трудоемкость, вид ремонта, протяженность. Базой распределения накладных расходов считается годовой объем приведенной работы и долей каждого объекта ремонта в нем.

При внедрении данной методики поэтапно были выделены прямые расходы на содержание путевой техники, задействованной в процессе проведения работ по капитальному ремонту и модернизации железнодорожного пути. Вторым этапом внедрения стало снижение доли ошибочно отнесенных в состав накладных расходов некоторых затрат.

Положительным аспектом данного метода формирования себестоимости объектов ремонта можно отметить равномерное распределение накладных расходов в течении отчетного года, что подразумевает отсутствие завышения стоимости объектов в 1 и 4 кварталах (как правило начало и окончание сезона предусматривает наименьшие объемы ремонта) и необоснованное занижение стоимости в разгар сезона работ.

Как минусы применения новой системы распределения накладных расходов можно выделить необходимость полного формирования стоимости и сдачи объекта ремонта службе заказчику до окончания календарного года. Так, если сдача объекта запланирована на июль месяц, то программа рассчитывает необходимое количество накладных расходов помимо отчетного месяца еще и за период с августа по декабрь.

Помимо этого, новая система учета накладных расходов не предусматривает гибкости при изменении графика ремонта и объемов выполняемых работ. В случае изменения годового объема приведенной работы, перераспределение накладных расходов по уже сданным объектам ремонта не предусматривается, что ведет к увеличению или снижению доли накладных расходов в составе оставшихся объектов ремонта.

Заключение.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является качественным показателем. Данный показатель отражает эффективность деятельности предприятия. Правильность формирования себестоимости продукции, работ, услуг имеет три последствия: бухгалтерское, предполагающее составление бухгалтерской отчетности; налоговое, связанное с правильным исчислением налоговых обязательств организации; управленческое, обеспечивающее организации создание объективной информационной базы для оптимального управления издержками.

По факту проведенного анализа распределения накладных расходов на примере конкретного предприятия, можно сделать вывод, что использование объемных показателе в качестве базы для распределения накладных расходов при формировании себестоимости (при условии наличия значительных отклонений в объемах ремонта различных видов) может привести к искусственному завышению себестоимости ремонта с наибольшим объемом, а с наименьшим, соответственно, к занижению. В таком случае виды ремонта с наибольшим объемом «субсидируют» менее крупные виды ремонта.

Применяемая методика распределения накладных расходов на анализируемом предприятии нуждается в корректировке системы распределения и нивелирования разницы в доле накладных расходов в составе стоимости ремонта объектов по путевым машинным станциям с различной загрузкой. В настоящее время по результатам опытной эксплуатации механизм распределения накладных расходов меняется, устраняя недоработки методики.

Список литературы:

Барнгольц С. Б., Мельник М. В. «Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта.» / М.: Финансы и статистика, 2003, - 239 с.

Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. «Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учеб. Пособие» / Под ред. Л.Е. Басовского. / М.: ИНФРА-М, 2008. — 222 с.

Иванов А. С. , Степочкина Е. А. , Терехина М. А. «Планирование и организация производства. От индустриальной экономики к экономике знаний: учебное пособие» / М.: Издательство: Директ-Медиа, 2016. – 203 с. - http://biblioclub.ru

Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. «Анализ финансовой отчетности организации: учеб.пособие для студентов вузов»/ 3-е изд.перераб. и доп.-М.: ЮНИТИДАНА, 2015.-583с. (http://biblioclub.ru ).

Горфинкель В.Я, Антонова О.В., Базилевич А.И. и др. ; под ред. Горфинкеля В.Я. «Экономика предприятия: учебник» / М. : Юнити-Дана, 2013. - 664 с.

Терешина Н.П., Шкурина Л. В. «Бюджетирование на железнодорожном транспорте : учеб.пособие по направлению подгот». /080100.62 «Экономика» ВПО / М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2014.

Рубцов И.В. «Анализ финансовой отчетности: учеб.пособие для студентов вузов» / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.-127с. (http://biblioclub.ru)

«Годовой отчет Дирекции по ремонту пути» за 2020 год».

Просмотров работы: 110