Рынок ИТ-услуг включает услуги внедренческого консалтинга, системной интеграции, установки и поддержки оборудования и ПО, облачные сервисы, а также ИТ-аутсорсинг и услуги технической поддержки.
ИТ-аутсорсингу - услуги по сопровождению и техподдержке ПО и оборудования, разработке заказного ПО, а также тестированию ПО. ИТ-аутсорсинг предполагает делегирование внешней специализированной компании решение вопросов связанных с разработкой, внедрением и сопровождением информационных систем как целиком на уровне инфраструктуры предприятия (сопровождение оборудования или ПО), так и объемов работ, связанных с развитием и/или поддержкой функционирования отдельных участков системы (программирование, хостинг и т.д.)
Драйверы рынка ИТ-аутсорсинга:
дефицит квалифицированных кадров на предприятиях;
возрастающая потребность государства в ИТ-услугах, программы цифровой трансформации и вектор на импортозамещение;
повышение уровня доступности, эффективности и информационной безопасности сторонних услуг;
рост потребности в оптимизации бизнес-процессов при одновременном желании сэкономить средства;
изменение отношения к ИТ как к генератору бизнес-ценности;
выход инсорсинговых компаний на открытый рынок.
Лидером рейтинга российского рынка услуг ИТ-аутсорсинга по итогам 2020 г. является компания Ланит, выручка которой от этого направления достигла 25 млрд. руб. В топ-5 рейтинга также вошли компании Айтеко, Инфосистемы Джет, Лига Цифровой Экономики и Крок.
По данным базы TAdvister о более чем 2000 проектов, наиболее часто аутсорсинговые проекты реализуются в госсекторе (14,5%), сфере финансовых услуг (13,6%), торговле (10%), образовании (5,3%), энергетике, медицине и телеком (по 5%), транспорт (4,7%), ИТ (3,5%) и машиностроении (3%).
Объем мирового рынка технологических сервисов и бизнес-услуг (бизнес-консалтинг и аутсорсинг основных бизнес-процессов) в 2020 г. упал на 1,2% в сравнении с 2019 г. Глобальные расходы на ИТ- и бизнес-услуги в 2020 г. сократились не настолько сильно, как ожидалось, в том числе вследствие следующих причин:
улучшение экономических перспектив;
растущая уверенность бизнеса;
появление новой нормальности, при которой компании начинают практиковать более долгосрочные инвестиции в технологические и бизнес-услуги.
Преимущества аутсорсинга:
- снижение затрат, в том числе сокращение инфраструктуры и издержек по ее содержанию, времени;
- возможность уделить наибольшее внимание основному бизнесу;
- фокусирование компании на основной деятельности;
- повышение качества за счет использования аутсорсинговыми компаниями современных технологий, процедур, принципов и методов управления процессами.
- возможность использовать чужой высокопрофессиональный опыт, накопленный при решении аналогичных задач, и постоянный доступ к новым технологиям и знаниям.
Основные подрядчики по количеству проектов внедрений (ИТ-аутсорсинг) представлены в таблице.
Таблица 1 - Подрядчики по количеству проектов внедрений
№ |
Подрядчик |
Проектов в отрасли |
1 |
Maykor (Мэйкор) |
108 |
2 |
Softline (Софтлайн) |
79 |
3 |
Без привлечения консультанта или нет данных |
51 |
4 |
Т1 Интеграция (ранее Техносерв) |
46 |
5 |
X-Com (Икс ком) |
44 |
6 |
Инфосистемы Джет |
40 |
7 |
IBS |
36 |
8 |
Крок |
35 |
9 |
Астерос |
34 |
10 |
Корус Консалтинг |
30 |
Список используемых источников:
1. Рынок ИТ-услуг и ИТ-аутсорсинга в России - https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%98%D0%A2-%D0%B0%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B3.