Здоровый образ жизни студентов, как мотивация к учёбе в университете - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Здоровый образ жизни студентов, как мотивация к учёбе в университете

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Студенты за счёт здорового образа жизни, и поддержки физической формы не испытывают усталость и апатию, и с мотивацией обучаются в университете. В связи с последними событиями, а точнее, перевод учебных учреждений на дистанционное обучение, студенты ради своего здоровья остаются дома и вынуждены работать за компьютером.

Современная система образования занимает одно из ведущих мест в осознании каждым человеком потребности в поддержании и укреплении здоровья и формировании здорового образа жизни. В настоящее время перед

высшей школой должны быть поставлены задачи воспитания и развития соответствующей мотивации здорового образа жизни, нацеленной на сохранение и укрепление здоровья коллектива, для организации и направленности личности на здоровый образ жизни, духовное и физическое совершенство, и развитие способности внедрять полученные знания в профессиональную деятельность, а также сохранять мотивацию к учёбе.

Важно заметить, что сбережение здоровья невозможно без мотивации. Проблема мотивации в педагогике является одной из главных и используется для обозначения системы факторов, определяющих поведение, стимулирующих и поддерживающих поведенческую активность на определённом уровне. Наличие системы убеждений о необходимости здорового образа жизни должно пронизывать мотивационную сферу студента, объединяя и направляя мотивы, побуждающие к здоровому образу жизни. Осознание значимости здоровья, здорового образа жизни, потребность в его сохранении и укреплении, способствуют развитию убежденности в необходимости здоровой жизнедеятельности для самосовершенствования.

У студентов происходит обогащение уровня общей культуры, формируется направленность личности на сохранение и поддержание здоровья, повышается активность проявлений в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей здоровья.

При соблюдении здорового образа жизни студенты более направлены на изучение нового материала, ежели те студенты, которые его не соблюдают. Также наличие вредных привычек не всегда даёт полностью сконцентрироваться на той или иной работе. При работе за компьютером, главной проблемой является то, что студенты не организовывают перерывы и разминки, из-за этого снижается работоспособность и желание изучать материал дальше.

У студентов, можно выделить три уровня развития мотивации здорового образа жизни, проявляющихся в процессе спортивно-массовой деятельности: высокий, средний, низкий.

Студенты, обладающие высоким уровнем сформированности здорового образа жизни, позитивно относятся ко всем компонентам ЗОЖ. Их характеризует убеждённость в том, что здоровый образ жизни является непременным условием самореализации и самосовершенствования. Умения и навыки формирования ЗОЖ используют в повседневной деятельности, стремятся к приобретению знаний по вопросам сохранения и укрепления здоровья. У них отсутствуют вредные привычки, они занимаются спортом, делают все возможное, чтобы максимально приблизить свой образ жизни к здоровому. Обладают способностью к самоорганизации и мобилизации сил для принятия правильных решений, содействующих сохранению здоровья. У них ярко выражена потребность к ведению ЗОЖ, эмоциональная устойчивость и высокий уровень усваивания материала.

Студенты со средним уровнем сформированности здорового образа жизни охотно соглашаются, что здоровье является значимым условием для будущей успешной деятельности, но стремления в постоянном расширении знаний и овладении умениями по формированию ЗОЖ не прослеживается, т.к. для них здоровый образ жизни и здоровье не осознаются как социальная ценность, а скорее, как средство реализации личных устремлений. Они понимают возможности таких отдельных компонентов ЗОЖ, как: отказ от вредных привычек, регулярные занятия физическими упражнениями, режим труда и отдыха, рациональное питание, систематически физической культурой и спортом они не занимаются, режим труда и отдыха, питания планируется нерегулярно. У студентов сформирована мотивация к соблюдению правил и норм здорового образа жизни, в то же время потребность вести ЗОЖ носит эпизодический характер. В стрессовых ситуациях происходит ослабление эмоциональной устойчивости и средний уровень усваивания материала.

Студенты с низким уровнем сформированности здорового образа жизни имеют ограниченные знания о здоровье и ЗОЖ, недостаточно владеют умениями и навыками формирования ЗОЖ. Осознание социальной значимости здоровья и ЗОЖ у них отсутствует, понимание долга и ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих слабо выражено. Они имеют такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя, физической культурой занимаются только на занятиях по физическому воспитанию, режим дня и досуг не планируют. В ситуациях, когда не удается достичь желаемого результата, имеет место эмоциональная неустойчивость и низкий уровень усваивания материала.

На данный момент, опрос показал, что 45% людей не делают перерывы при работе за компьтером.

Рисунок 1 – Вопрос об организации перерывов за работой за компьютером

Далее, опрос показал, что 40% студентов что из-за отсутствия двигательной деятельности проявляется усталость и пропадает желание учиться.

Рисунок 2- Вопрос об мотивации, с отсутствием двигательной деятельности

Последний вопрос заключался в наличии вредных привычек, 45% ответили, что употребляют алкоголь и никотин, 35 % что только употребляют алкоголь, и 20% что вредных привычек не имеют.

Рисунок 3 – Вопрос об вредных привычках

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях обучения в вузе значительная часть студентов имеет недостаточный уровень мотивации здорового образа жизни. Формирование мотивации здорового образа жизни должно быть направлено не только на расширение представлений о факторах здорового образа жизни, но и на осознание их необходимости и важности для сохранения и укрепления здоровья, а также на формирование здорового поведения, этому должна способствовать совместная деятельной преподавателей и студентов, а также проектирование педагогических разработок, направленных на формирование у студентов осознанной мотивации здорового образа жизни.

Список литературы

1. Алешина, Л. И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. И. Алешина ; Волгогр. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 1998. – 21 с.

2. Алипханова, Ф. Н. Педагогические условия формирования профессиональной культуры студентов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ф. Н. Алипханова ; Дагестан. ГПУ. – Махачкала, 2006. – 22 с.

3. Полякова, Т. Д. Здоровьесбережение – важная составляющая инновационного образовательного процесса / Т. Д. Полякова, Д. К. Зубовский // Мир спорта. – 2008. – № 1. – С. 52–58.

Просмотров работы: 29