ПЛАВАНИЕ КАК ЧАСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПЛАВАНИЕ КАК ЧАСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Кулик Д.В. 1, Замараева М.П. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Плавание как оздоровление известно с древних времён, многие религиозные ритуалы были связаны с погружением в воду, омовением, купанием. Плавание - жизненно важный навык. Умение плавать необходимо и спортсменам, занимающимся различными видами спорта, и людям, чьи профессии связаны с водной средой, и просто каждому человеку на Земле.

Совершенствование современного общества требует осознания огромной роли образования в утверждении самоуважения человеческой личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Существует несколько основных факторов, направленных на улучшение здоровья человека. К ним относятся: отказ от вредных привычек, сбалансированное питание, основные практики, ответственное и внимательное отношение к своему здоровью.

Путь к улучшению здоровья и укреплению организма напрямую связан с физической активностью, поскольку движение - это физиологическая потребность человека на протяжении всей жизни, которая заложена самой природой. Без движения мышцы истощаются, теряют тонус, что опасно для здоровья человека и любого другого живого организма.

Плавание, как учебный предмет - одна из важнейших дисциплин курса физического воспитания в высших учебных заведениях. Постоянно совершенствуются методы и формы преподавания данной дисциплины, изучаются новые методики, совершенствуется техника основных стилей плавания, опираясь на практический опыт предыдущих поколений и на достижения сегодняшнего дня. [1]

Показатели общей активности в суставах у пловцов значительно выше, чем у спортсменов других профилей подготовки. Выполнение плавательных движений руками и ногами задействует практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мышц. Риск травмирования опорно-двигательного аппарата при плавании минимален, чем в других видах спорта. Регулярные занятия плаванием поддерживают уровень физического состояния у студентов, повышают жизненную активность, а также улучшают общее качество жизни.

Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельность человека. Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память. Действие температуры воды улучшает кровоснабжение мозга, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, т.е. положительно сказывается на состоянии психики, способствует формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни. [2]

Учиться плаванию комплексно помогает: поддержать жизненный тонус, совершенствовать психологические процессы, а также эмоциональное состояние. Очень важно отметить то, что занятие плаванием повышает уровень функционирования дыхательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, сохраняют прочность кости и упругость кожи.

Универсальность плавания заключается в реализации следующих принципов:

- плавание - это универсальный вид спорта, в котором при движении задействованы абсолютно все мышцы с равномерной нагрузкой. Занимаясь в бассейне регулярно, каждый человек получает возможность довести линии своего тела до совершенства, не изнуряя себя утомительными пробежками или часами в тренажерном зале.

- плавание безопасно для наших суставов и позвоночника, в отличие от легкой атлетики, где всегда существует риск получить растяжение или вывих. Люди, имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но не желающие отказываться от движения, находят в плавании отличный способ дать своему телу необходимый заряд энергии.

- также плавание позволяет укрепить иммунитет и повысить защитную функцию организма. [3]

Понимание отличительных черт основных направлений формирования плавания позволяет грамотно понять специфику этого типа физиологических процедур дать оценку текущего состояния плавания и наиболее результативно применять опыт прошлых лет.

В настоящее время в плавании сформировались следующие основные направления:

- массовое обучение плаванию как жизненно необходимому навыку;

- спортивное плавание и водные виды спорта;

- профессионально-прикладное плавание;

- оздоровительно-реабилитационное плавание;

- фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка;

- зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде.

В отличие от других видов физических упражнений, плавание имеет свои особенности, поскольку движение человеческой деятельности происходит в водной среде. Плавание - это круговые движения руками и ногами с развитым ритмом, дыханием и таким же участием больших групп мышц. Плавание способствует развитию таких качеств, как выносливость, скорость, гибкость и ловкость. Чтобы понять влияние водной гимнастики на организм человека и ее правильное применение, необходимо знать особенности плавательного деятельности.

Гидростатическое давление действует на поверхность тела, погруженного в воду. Вода, раздражая весь комплекс рецепторов организма, воздействует на нервные центры и тонизирует нервную систему, что дает ощущение бодрости и повышает работоспособность. Одним из последствий гидростатического давления является большая нагрузка на грудную клетку во время вдоха и дыхательные мышцы во время принудительного выдоха в воду. Это способствует развитию дыхательных мышц, подвижности грудной клетки, увеличению объема и жизненной емкости легких (ЖЕЛ), что вырабатывает правильный ритм дыхания.

К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы физических упражнений:

1) общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше;

2) подготовительные упражнения для освоения с водой;

3) учебные прыжки в воду;

4) игры и развлечения на воде;

5) упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней.

Эти группы практик отличаются условиями выполнения, направленностью воздействия, а потому используются для решения разных задач на разных этапах обучения. Метод практикуется каждой группой в едином чтении и на разных этапах обучения, зависит от возраста, отрасли, стажа работы, уровня подготовки учащихся и условий занятий. [4]

Средством достижения физической подготовленности, оценка которой осуществляется с помощью специальных нормативов (на выносливость, силу, быстроту и проч.), считают различные группы упражнений. Контроль физической подготовленности может быть текущим (выявляется результат после одной либо нескольких тренировок), этапным (выявляется результат после цикла тренировочных занятий), оперативным (выявляется результат после одного или нескольких упражнений). [5]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1) Миронова Анастасия Александровна, Ильина Светлана Александровна Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития студентов на занятиях в вузах [Электронный ресурс] / Миронова А. А., Ильина С. А. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/plavanie-kak-effektivnoe-sredstvo-ukrepleniya-zdorovya-i-fizicheskogo-razvitiya-studentov-na-zanyatiyah-v-vuzah, свободный (дата обращения: 01.06.2022) – Загл. с экрана

2) Гармонова Валентина Евгеньевна, Борейко О.Н. Оздоровительное значение плавания [Электронный ресурс] / Гармонова В. Е. Борейко О.Н – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ozdorovitelnoe-znachenie-plavaniya, свободный (дата обращения: 26.05.2022). – Загл. с экрана.

3) Литвина Галина Александровна, Курбатов Иван Сергеевич Плавание как универсальный вид спорта [Электронный ресурс] / Литвина Г. А., Курбатов И. С. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/plavanie-kak-universalnyy-vid-sporta-1, свободный (дата обращения: 29.05.2022). – Загл. с экрана.

4) Н.Ж. Булгаковой Плавание [Электронный ресурс] / Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 400 с, ил – Электрон. Дан. – режим доступа: https://uor-kaliningrad.ru/attachments/article/525/учебник%20плавание%20Н.Ж.Булгакова.pdf, свободный (дата обращения: 28.05.2022). – Загл. с экрана.

5 Хорьков Вадим Владимирович Изучение влияния занятий плаванием на физическую подготовленность студентов-первокурсников [Электронный ресурс] / Хорьков В.В – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-vliyaniya-zanyatiy-plavaniem-na-fizicheskuyu-podgotovlennost-studentov-pervokursnikov, свободный (дата обращения: 31.05.2021). – Загл. С экрана.

Просмотров работы: 1864