Глава 1 Традиции искусства батика
Батик — это традиционная китайская народная технология печати и крашения текстиля. Батик — это использование воскового ножа, смоченного в расплавленном воске, для рисования цветов на ткани, которая затем окрашивается индиго. После депарафинизации на ткани появляются различные бело-голубые цветочные или бело-голубые цветочные узоры. Она естественным образом трескается, а на ткани появляется особый «ледяной узор», что особенно привлекательно.
Согласно Китайской энциклопедии, 3000 г. до н.э. Китай использовал для окрашивания марену, индиго, индиго, сафлор и другие растительные красители. Во времена династий Шан и Чжоу методы окрашивания использовались не только для одежды, но и минеральные красители (окрашивание камня) и растительные красители (окрашивание травы). Китайский батик был особенно популярен во времена династии Тан, и батик можно разделить на два типа: одноцветное окрашивание и многоцветное окрашивание, многоцветное окрашивание может достигать четырех или пяти цветов. Батик начал приходить в упадок в Китае со времен династии Сун, но в то же время он был очень популярен во всей Юго-Восточной Азии (особенно на Яве и Суматре), и до сих пор почти вся повседневная одежда Индонезии и Малайзии шьется из ткани батик.
Классификация китайского народного искусства батика, благодаря огромной территории, сформировала разные формы и стили искусства батика. Китайский батик в основном сосредоточен в Гуйчжоу, Юньнани, Гуанси, Хайнане, Сычуани, Хунани, Гуандуне, Тайване, Цзянси и других местах. В соответствии со стилем, китайский стиль батика можно разделить на тип Даньчжай, тип Чунганцзян, тип Чжицзинь, тип Жунцзян, тип Южного Сычуани, тип Хайнань, тип Вэньшань и другие различные типы и характеристики.
Китайское искусство батика имеет три значения: художественную ценность, эстетическую ценность и культурную ценность. Ледяной узор батика является его характерной чертой и пользуется уважением у людей. Узор «ледяная трещина» батика похож на «раскрытие» эмали, что очень художественно. Ледяной узор образуется за счет непрерывного перекатывания и заражения зародышем восковой росписи, следы воска разбиваются, а раствор красителя впитывается в белую ткань вместе с трещинами, оставляя характерный природный рисунок.
Батик — духовный символ «очеловечивания природы», в сценах жизни, производства, войны, миграции и т. д. он упрощается, деформируется, утрируется, абстрагируется по законам природы и логике психологической деятельности, образуя идеализированные гештальт-отношения.Функция «гуманизации» сообщает связь между сердцами людей и строит мост для общего эстетического опыта людей.
В сложившихся исторических условиях батик из первоначального идеологического символа утилитарного содержания превратился в форму эстетической оценки. Как художественный элемент он входит в современную художественную жизнь, прыгает в новую культурную атмосферу и эстетическое поле, проявляет новое культурное значение. Это очень уникальное искусство в Китае.
Глава 2 Развитие искусства батика
В прошлом большинство этнических меньшинств в Гуйчжоу жили в суровых природных условиях, и они в основном использовали земледелие и добычу полезных ископаемых в качестве занятий, а также охоту и рыболовство для получения средств к существованию. Поэтому в традиционных работах батика многие декоративные узоры связаны с сельским хозяйством и охотой, например узоры зерна, спиральные узоры и некоторые узоры рыбьей кости, которые символизируют рыбалку и т. д.
Традиционный этнический костюм батик мяо – это декоративно-прикладное искусство батик с уникальными национальными особенностями. Люди мяо верят в силу природы и поклоняются необъяснимым явлениям природы как богам, поэтому горы, реки, солнце и земля появляются в их узорах батика. У них своя уникальная история, язык и национальная культура, поэтому они сохраняют на ткани свою национальную символику. Видно, что символы и узоры на узорах батика также используются для записи истории нации, чтобы выразить высокое уважение к предкам.
Со сменой времен и развитием экономики в искусстве батика произошли большие изменения. Уровень жизни людей постепенно повышался, а также менялось эстетическое сознание и мышление людей – они перестали обращать внимание на значение традиционных символов батика. После реформы и открытости, чтобы удовлетворить рыночный спрос и общественную эстетику, в узоры батика было добавлено множество современных элементов, и батик также продвинулся по пути коммерциализации и индустриализации.
В настоящее время изделия искусства батика охватывают различные формы, такие как произведения искусства, одежда, культурные и творческие продукты. Традиционная культурная часть искусства батика Мяо превратилась в новую тему батиковой живописи с национальными особенностями, которая также породила повествовательную и романтическую сторону создания батика. Кроме того, современные технологические процессы и естественная эстетика расширяют эстетические возможности искусства батика до пропаганды и выражения всей экологической культуры.
Искусство батика Гуйчжоу Мяо пережило тысячи лет развития.После 1980-х годов все больше и больше людей стали обращать внимание на батик Мяо.Всего за несколько лет батик Гуйчжоу Мяо распространился по всей Европе, Азии, Африке, Латинской Америке и Океании, не только для одобрения и оценки художника. Даже в нем она стала своего рода жизненной модой для широких масс людей в стране и за границей и имела сильное и широкое влияние.
Черпая вдохновение из традиционного батика хмонг, он стал центром внимания современных производителей батика, дизайнеров тканей и модельеров. По сравнению с традиционным батиком современные мастера батика уделяют больше внимания выражению особенностей времени, уделяя особое внимание накоплению культуры и эволюции к более высокой цивилизации, в основном выражая новые прорывы в концепциях, вызванные современными технологиями и социально-экономическим развитием. Прекрасная комбинация очарования моды и современной жизни.
Эволюция батика из популярного светского быта в направление современного искусства – результат утраты и взаимодействия двух разных культур. Традиционный батик – это как ветерок в современном обществе, заставляющий современных людей почувствовать гармонию и теплоту между человеком и природой. Его ценность заключается не в нем самом, а в изоморфизме разных социальных культур и продвижении художественных направлений. Как особый культурный продукт батик представляет собой не только застывшую форму национальных общественных производственных функций или законов природы, но и пронизывает общеприродные факторы. Это относится к психологической генетической информации в природных дарованиях людей, накопленной в глубоком коллективном бессознательном.
Список литературы
[1].Ма Чжэнжун. Гуйчжоуский батик [M]. Гуйчжоуское этническое издательство, 2003.
[2] Хэ Чен. Батик национальности Мяо [M]. Издательство Юннаньского университета. 2006.