Сравнительное исследование русских и китайских садов в восемнадцатом веке - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Сравнительное исследование русских и китайских садов в восемнадцатом веке

Ли Жонань 1
1Московский педагогический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Китайские сады и русские сады, принадлежащие к двум разным культурным системам, обладают большой спецификой. Россия XVIII века и Китай в эпоху династий Мин и Цин были периодами, когда искусство садоводства в каждой стране достигло своего пика, когда происходил наиболее частый культурный обмен между Россией и Китаем и когда до сих пор можно найти физические остатки садов. Поэтому наиболее показательным и типичным является сравнение китайского и русского садового искусства этого периода. Более того, с точки зрения социальной формы, и российское, и китайское общество в этот период относилось к той же социальной форме, что и торгово-капиталистическая стадия феодального общества, то есть первая стадия капитализма в широком смысле этого слова [1].

1 Сравнительное исследование концепций садоводства

1.1 Концепция садоводства в русских садах восемнадцатого века

Восемнадцатый век ‒ это яркая страница в истории России и необычайный период подъема садово-паркового искусства. В этот период возникли и развивались новые дворцовые садовые комплексы большого значения, которые вывели русское садовое искусство на новый уровень. Композиция садов становилась все масштабнее, а средства эстетического выражения стали безмерно расширяться. Роль садов в общественной жизни была усилена, а их значение установлено.

Создание формального комплекса дворцового сада тесно связано с реформами Петра I и историческими событиями этого периода. В начале XVIII века Россия стала мировой державой, одной из сильнейших в Европе, и вышла на мировую политическую арену. Это позволило конкретным реформам Петра I разрушить старые и устоявшиеся устои. Становление частного предпринимательства, расширение регулярных армий и флотов кораблей, развитие внутренней и внешней торговли европейским искусством ‒ все это сыграло значительную роль. В ходе реформ Петра I было сформировано новое мировоззрение и создана новая форма художественного действия. Новые европеизированные архитектура, литература и музыка стали символами города и деревни и рассматривались как инструмент для популяризации просветительских идей и создания русского языка. Театральные мероприятия стали одним из самых основных способов выражения новых идей и распространения образовательной системы Петра I. Сначала эти мероприятия проводились на площадях, но вскоре они переместились в недавно построенные парки и сады Петрограда. Это была одна из главных причин, почему царь и его приближенные придавали большое значение строительству комплексных дворцовых садов.

«Петр Великий пытался обратить русский народ к европейской культурной системе в своей идеологии и как можно теснее приобщить к европейской культуре. Российская интеллигенция этого периода активно продвигала прогрессивные идеи и концепции во всех сферах жизни. Искусство садоводства было главным средством достижения этой цели» [2]. В то время появились такие высказывания, как «Петр Великий пытался сделать себя образцом Версаля» или «Дворец Петра был русским Версалем». Это стало отличительным знаком эпохи Петра Великого. Формальная модель архитектуры была создана в России в результате европейского и мирового прогресса, вобравшего в себя многовековое садовое искусство. Для того чтобы оценить уникальность формального подхода к русской садовой архитектуре, в мир искусства было перенесено нечто новое.

1.2 Концепция садоводства в китайских садах восемнадцатого века

Восемнадцатый век стал расцветом классического китайского садоводства, а концепция садоводства стала более полной после нескольких династий. В древнем Китае садоводство было традиционным ремеслом, где камень, дерево, плитка, резьба и лак, сбор воды и посадка деревьев и цветов ‒ все это было делом рук ремесленников, однако существовала поговорка: «Девять очков ‒ мастеру и одно ‒ ремесленнику», где мастер ‒ это человек, который мог руководить садом. Видно, что строительство классических китайских садов ‒ это не просто мастерство, под влиянием живописи и поэзии. В то же время, сады подходят для земли, сад является соответствующим, умный в заимствовании, планирование и планировка, изобретательность, сочетание объективных условий и субъективных идей, но и не обычные навыки могут быть компетентными. Исторически сложилось так, что у этих садовых мастеров были свои идеи и мнения о садоводстве [3]. Их идеи о садоводстве можно найти в различной поэзии и литературе, описывающей пейзажные сады на протяжении веков. Кроме того, первая монография по садоводству в древнем Китае была написана Цзи Чэном во времена династии Мин, которая представляет собой полную и подробную систему. В дополнение к текстам, различные примеры классических садов, сохранившиеся от разных периодов по всей стране, также являются редкими и ценными садоводческими «текстами», которые можно использовать для интерпретации философии дизайна классических садов с другой точки зрения. Основные концепции классических китайских садов XVIII века: «Искусность сада основана на заимствовании, а утонченность ‒ в уместности». «Хотя он сделан человеком, он подобен отверстию с небес», «соответствует месту, сад построен правильно», «приспосабливаться к ситуации» и «постоянно резать» [4].

1.3 Причины различий в концепции садоводства между китайскими и русскими садами в восемнадцатом веке

1. Сад ‒ это способ диалога между человеком и природой. Чтобы изучить различия в философии садоводства, важно рассмотреть различия в культурном духе и идеологических основах, которые лежат в основе садов.

Китайская философия рассматривает единство противоположностей и подчеркивает гармонию между человеком и природой. Единство природы и человека ‒ это конфуцианская философия. Классические китайские сады ‒ это естественное воссоздание природы, возникшее на основе понимания человеком природного мира. Это признание и понимание праведности и нравственности небес. Традиционная китайская моральная концепция «культивирования морального облика, подготовки семьи, управления страной и умиротворения мира» основана на концепции «единства Неба и человека». Классические сады, как носители традиционной культуры, были художественно материализованы в садах путем вливания традиционных моральных понятий в дизайн окружающей среды. Королевские сады выступают за «путешествие на благо государства», в то время как частные сады подчеркивают «путешествие в искусстве», и оба эти подхода опираются на «волю к пути, согласно добродетели, согласно благосклонности, к путешествию в искусстве». Поэтому идея ценить природу, реагировать на нее, адаптироваться к местным условиям и стремиться к интеграции с природой при создании садов является важным руководящим принципом садового дизайна. Западная философия, с другой стороны, выступает за независимость объективного мира, разделение субъекта и объекта, противопоставление, но не единство. На Западе придают большое значение различиям в анализе: русские сады с первого взгляда кажутся квадратными и строгими, с прямыми осями.

2. Сравнительное исследование методов садоводства

2.1 Техника садоводства в России восемнадцатого века

Русский сад берет свое начало от «овощного» или «лекарственного» сада. В садах сажали фруктовые деревья, ягоды, ароматические и лекарственные растения, а поверх них ‒ кустарники или живые изгороди, сочетая пользу с красотой. Это был прообраз русского сада. В восемнадцатом веке русские вскоре осознали необходимость превращения садов в практичные места, красивые сады, которые также были местом для общественных собраний. Эта идея сочетания материальной функции с эстетическим удовольствием привела искусство русского садоводства в еще более славное русло [5]. По сравнению с китайскими садами, русские сады обслуживали более широкий круг клиентов и были более открытыми и публичными. Строительство его летнего сада на берегу Невы в Петербурге было начато в 1704 году под личным руководством Петра Великого. Хотя Летнему саду, возможно, не хватало величия царских садов по сравнению с более поздним Петровским дворцом, тем не менее, он был приятным местом для жизни в качестве дачного сада. Что еще более важно, акцент на декоративные, развлекательные и художественные аспекты стал главной целью Летних садов, а прежняя тенденция преследовать практические функции постепенно исчезла, что стало большим изменением в развитии русских садов.

2.2 Техника садоводства в китайских садах восемнадцатого века

Китайские сады возникли в XI веке нашей эры как «сад» ‒ место, где «возводились стены для установления границ и в них содержались животные» для охоты, ритуалов, производства и других занятий. Затем он был постепенно превращен в место для отдыха и просмотра. Под влиянием идеи «единства неба и человека» люди уделяли больше внимания поклонению природным горам и рекам, а идея «добродетели джентльмена» непосредственно привела к уважению к ландшафту, требуя от садов принимать природу в качестве эстетического объекта, тем самым уточняя развитие природных ландшафтных садов. Это привело к развитию природных ландшафтных садов и формированию общей планировки китайских садов, которые были «созданы человеком и открыты небесами».

Обычно в классических китайских садах принято входить в ворота сада и встречаться с рокарием или кучей бамбука. За ним часто следует извилистая дорожка, или извилистый коридор, извилистый мост и т.д. Пройдя через полузакрытое пространство, оно, наконец, открывается на открытое пространство, обращенное к озеру, как говорится, «извилистая дорожка ведет в тихое место». Такая линия путешествия создает сильное ощущение внутренности, как будто человек прошел через ряд препятствий из внешнего мира в рай, принадлежащий только ему самому. Если оглядеть главный двор с открытого двора, то, хотя там и есть открытая водная поверхность, неясно, откуда берется вода, только то, что горный поток вытекает из-за валуна и, извиваясь, превращается в озеро. Озеро окружено бамбуком и зеленью, а розовые стены и серая плитка скрыты, но они четко разграничивают мир внутри и снаружи сада. Дизайн и расположение холмов, воды, растений и зданий основаны на правилах живописи, что дает тонкое и элегантное художественное воздействие и показывает гармоничные отношения между человеком и природой [6].

2.3 Причины различий в архитектурном подходе к русским и китайским садам в восемнадцатом веке

Естественный пейзажный стиль классического китайского садового искусства развивался естественным образом в стабильной и закрытой среде с момента своего расцвета в эпоху династии Сун до династии Цин, что составляет почти тысячу лет. Из-за закрытой политики феодальных династий развитие китайского искусства не подвергалось влиянию иностранной культуры и искусства. В то же время недостаточное развитие капиталистической системы не позволило буржуазии и гражданскому классу получить те политические права и социальный статус, которые они заслуживали, а искусство простого народа не получило развития, и сады оставались роскошью аристократии и бюрократии. Собственный феодализм, старомодность, негатив и сентиментальность владельцев садов в отношении своей личной судьбы и будущего империи наложили печать на их сады.

В результате реформ Петра I традиционные феодалы превращались в новые типы фермерских капиталистов, а новое богатое дворянство и новая буржуазия покупали фермы и виллы в сельской местности. Жизнеспособность новых форм производства давала этим новым аристократам чувство уверенности и гордости. Их амбиции нашли отражение в том, что их сады органично вписывались в окружающую среду, не имея границ. В то же время, по мере укрепления Российской империи, национальная и этническая гордость естественным образом отражалась в природной красоте и идиллических пейзажах страны. Местные особенности и местные настроения стали важным средством выражения этой гордости и уверенности в себе. Кроме того, развитие гражданского сословия и постепенное ослабление социальной иерархии привели к ослаблению сословного характера искусства, а искусство садоводства становилось все более популярным и общедоступным.

3. Сравнительное исследование стилей садового искусства

3.1 Стили русского садового искусства восьмого века

В типичном русском саду всегда есть большое здание (замок, дворец или особняк), которое стоит в начале выдающейся центральной оси сада. Весь сад основан на этом здании, которое образует главную ось сада. Общая планировка садов следует принципам архитектурной композиции, и на главной оси садов протягиваются несколько подосей, по которым проходят широкие аллеи, цветники, реки, пруды, фонтаны, скульптуры и т.д.

Стремление к общему единству и местной естественности планировки сада не является иерархической, и только подняв точку зрения на экскурсию, можно оценить общую красоту садово-паркового искусства. В русских садах здания, бассейны, газоны и клумбы интегрированы и гармоничны в своей геометрической форме. Вокруг расположены пруды, фонтаны, скульптуры и другие виды архитектурных объектов, а также посажены деревья, кустарники и цветы, чтобы отразить гармонию с окружающей природой. Например, Останкино ‒ еще один домен семьи Шереметевых. Перед главным зданием расположены регулярные клумбы, а с обеих сторон сада ‒ естественная планировка. Сад не украшен, но пропорции частей строгие и соразмерные, что придает ему простой и гармоничный вид, при этом верхний и нижний уровни тесно связаны между собой, а здания образуют единое целое. Сад был разбит в 1719 годы, когда Кусково было наследственным владением знатного рода Шереметевых, и был спланирован в основном крепостным архитектором Аргуновым и его учеником Мироловым. Центральная часть сада имеет регулярную планировку и окружена естественными джунглями. Перед главным зданием находится большой пруд, а главная ось сада проходит через пруд, вниз по каналу. Хотя сад не очень велик, он хорошо пропорционален и хорошо составлен, с большим разнообразием в своем единстве.

Стремление к сходству и реализму было воспето Энгельсом как один из гигантов европейского искусства эпохи Возрождения, а Леонардо да Винчи считал, что истинный смысл и полная ценность искусства заключаются в реалистическом изображении природы и что красота вещей «целиком основана на божественной пропорции между частями» [7]. В результате русская эстетическая чувствительность стремилась к сходству и реализму, в отличие от китайской эстетической чувствительности.

3.2 Стили китайского садового искусства восемнадцатого века

Китайский сад ‒ это природный ландшафтный сад, и стремление к природной гармонии является основополагающей чертой китайского сада. Он сочетает в себе естественную и искусственную красоту в высокой степени, интегрируя художественную сферу с реальной жизнью, формируя продукт, который объединяет социальную жизнь, природную среду, человеческий интерес и идеал красоты, как в качестве места ландшафта, так и в качестве места наблюдения, и, таким образом, имеет больше коннотаций и характеристик. Проживание, экскурсия, вид, просветление через небо и землю, намерение написать пейзаж, чувства, направленные на природу. Китайский сад ‒ это как поэма, описывающая красоту природы, и как трехмерная пейзажная картина, которую можно испытать на себе, красота, выкристаллизованная из живописи и литературы, и объединение эстетических взглядов, мыслей и чувств китайского народа.

3.3 Причины различий в стилях садового искусства между китайскими и русскими садами в восемнадцатом веке

Причина, по которой стиль русского садового искусства так отличается от китайского, в конечном счете, кроется в различных философских концепциях, исповедуемых жителями этих двух регионов, что напрямую повлияло на различные эстетические требования к садовому искусству. Кроме того, совершенно разные стили садового искусства в России и Китае также были тесно связаны с различными социально-политическими реалиями в России и Китае в то время. Чтобы отразить главенство монархии, планировка городов всегда была квадратной и аккуратной, что было продуктом феодальной диктатуры; в то время как китайские ученые, которые «любили горы и источники и были счастливы быть праздными», стремились к естественной и уединенной жизни, где монархия не имела власти, чтобы избежать феодальной диктатуры. Как символ этого идеала жизни, сады всегда разбивались вблизи природы. Изгибы и повороты русского средневекового города были результатом феодального разделения страны в то время, а площадь и аккуратно разбитые сады сформировались в позднефеодальный период. Зарождающаяся буржуазия вместе с королем стремилась порвать с многовековой феодальной раздробленностью и хаосом и установить единую, централизованную и упорядоченную монархию, и чтобы выразить свое сильное желание сделать это, это отразилось в строительстве садов, которые были разбиты более квадратным способом.

4 Заключение

И в Китае, и в России садоводство прошло три различных этапа развития, от древнего функционального садоводства, декоративного садоводства до современного функционального садоводства, и в искусстве садоводства действительно существует глубокое единство для всего человечества. Однако специфические условия жизни каждого народа, заложенные в общей изначальной концепции человечества, привели к появлению различных специфических культурных форм. Поскольку классическое садовое искусство России и Китая происходило и развивалось независимо в относительно изолированных культурных кругах, они сформировали уникальный стиль и культурные качества, не встречающиеся друг у друга, и содержали различные идеи садоводства. Социальная однородность русского и китайского садового искусства выражается в натуралистических пейзажных садах. В середине восемнадцатого века натуралистические сады оказали реальное влияние на Россию, поскольку в восемнадцатом веке русские сады стали местом уединения для политических инсайдеров, что было очень созвучно китайскому садовому искусству. Таким образом, противостояние авторитаризму, стремление к свободе, восхищение природой и неприятие сдержанности стали общим стремлением российских и китайских садоводов.

Список литературы

1. Сунь Чэнму. Тысяча лет русской культуры [М]. Пекин: Восточное издательство, 1995.43 -55

2. A.П. Вергунов, В.А. Горохов. Ветроград ‒ садовое искусство России (от истоков до начала ХХ века) [М]. Москва, 1996: 212-217

3. А.П. Вергунов, М.Ф. Денисов, С.С. Охсгов. Ландшафтное проектирование [М]. Строймзлат, 1991: 55-67

4. Пэн Иган. Анализ китайских классических садов [М]. Пекин: Издательство строительной индустрии Китая, 1986.125 -128

5. Ли Чжиюо. Русские сады во времена Петра Великого [J]. Зарубежное городское районирование, 1990, (3): 33 -39

6. Чэнь Шоуи. Китайские сады в Европе восемнадцатого века [J]. Журнал Линьнань, 1931, (2): 15-17

7. Жак Дебики, перевод Сюй Цинпин. История западного искусства [М]. Хайкоу: Хайнаньское издательство, 2000.103-105

(Эта работа получила финансовую поддержку от Государственного комитета по управлению фондом обучения за границей.)

Просмотров работы: 133