Российский рынок BI-систем последние несколько лет показывает положительную динамику. Значительное увеличение количества проектов по созданию хранилищ данных и внедрению BI-платформ связано с тем, что:
- компании начинают с помощью анализа данных искать альтернативные источники дохода, оптимизировать логистические цепочки и перераспределять финансовые потоки;
- в пандемию многие процессы перешли в онлайн, что и привело к возрастанию роли аналитики;
- люди стали чаще оставлять цифровой след, ключевым фактором стало умение анализировать эти данные и эффективно использовать результаты анализа.
По итогам 2020 г. первое место в рейтинге крупнейших поставщиков BI-решений в России заняла компания «Лига Цифровой Экономики», выручка которой от реализации BI-проектов увеличилась более чем в 3 раза и достигла 7 млрд руб. (рис. 1). На 2 и 3 месте компании «Крок» и Parma TG.
Рисунок 1 - Крупнейшие поставщики BI-решений в России
(по выручке от BI-проектов за 2020 г., в млн. руб.)
Факторы роста отечественного BI-рынка:
- цифровизация госсектора;
- импортозамещение;
- нарастание объемов цифровых данных, в том числе генерируемых IoT-устройствами, датчиками, камерами;
- требование автоматизации и прозрачности бизнес-процессов в связи с развитием рынка ERP;
- большое количество запросов на встроенную аналитику внутри корпоративных ERP-решений;
- увеличение спроса на предсказательный (предиктивный) анализ данных в связи с пандемией;
- внедрение искусственного интеллекта в работу с данными;
- вектор на работу бизнес-пользователей в аналитических системах самообслуживания (self service BI), без привлечения профессиональных IT-специалистов или аналитиков;
- улучшение качества российских BI-систем. Тройка лидеров BI-рынка - Tableau, Power BI и Qlik. Российские BI в масштабах рынка не могут составить пока им конкуренцию. Вместе с тем улучшение качества отечественных BI-систем является важным позитивным фактором роста рынка, отмечая одновременно повышение активности российских игроков.
Негативные факторы:
- экономический кризис;
- санкции;
- неразвитость облачных BI-сервисов;
- дефицит кадров;
- нежелание заказчиков формировать специальную команду по изучению данных и фактическое отсутствие интереса заказчиков к машинному обучению (ML) и искусственному интеллекту (AI).
Ритейл, телеком и банки - лидеры по внедрению BI. Большой интерес к аналитике проявляет промышленное производство. В качественном отношении основной критерий потребности в BI – большой объем данных и необходимость в быстром принятии верных решений. еще один фактор спроса на BI: необходимость предоставления информации в удобном, красивом виде клиентам и партнерам.
BI чаще всего используется для оперативной и верхнеуровневой отчетности, отчетности для руководства, разного рода задач планирования и бюджетирования.
Наиболее актуальные задачи:
- сверка данных между несколькими системами;
- подготовка материалов для регулярных совещаний;
- расчет прогнозных значений;
- контроль показателей в рамках отдельных бизнес-процессов, с анализом причин отклонения от плановых или нормативных значений;
- инвестиционное и производственное планирование
- поддержка оперативного принятия решений и оценка их эффективности;
- анализ ключевых показателей продаж, сегментирование клиентской базы, логистика на производстве;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности;
- аналитика по продажам и запасам на предприятии;
- аналитика IoT и предиктивный анализ используемого оборудования;
- анализ больших данных и прогнозирование.
Российский рынок BI-систем будет и дальше расти. Многие крупные игроки на российском рынке вкладывают значительные средства в развитие собственных коробочных продуктов BI-аналитики, и при этом наблюдается рост конкурентоспособности таких решений. В ближайшие годы российский рынок BI-систем окончательно сформируется, лидерские позиции закрепят 2-3 наиболее зрелые аналитические платформы.
Список используемых источников:
1. Business Intelligence (рынок России). – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:Business_Intelligence_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8).